Конец XVI и начало XVII веков ознаменованы в русской истории смутой. Начавшаяся вверху, она быстро спустилась вниз, захватила все слои московского общества и поставила государство на край гибели. Смута продолжалась с лишком четверть века — со смерти Ивана Грозного до избрания на царство Михаила Федоровича (1584—1613). Продолжительность и интенсивность смуты ясно говорят о том, что она явилась не извне и не случайно, что корни ее таились глубоко в государственном организме. Но в то же время Смутное время поражает своей неясностью, неопределенностью. Это — не политическая революция, так как оно началось не во имя нового политического идеала и не привело к нему, хотя нельзя отрицать существования политических мотивов в смуте; это — не социальный переворот, так как опять-таки смута возникла не из социального движения, хотя в дальнейшем развитии с нею сплелись стремления некоторых слоев общества к социальной перемене. "Наша смута — это брожение больного государственного организма, стремившегося выйти из тех противоречий, к которым привел его предшествовавший ход истории и которые не могли быть разрешены мирным, обычным путем". Все прежние гипотезы о происхождении смуты, несмотря на то, что в каждой из них таится доля истины, приходится оставить, как не разрешающие вполне задачу. Главных противоречий, которые вызвали Смутное время, было два. Первое из них было политическое, которое можно определить словами профессора Ключевского: "Московский государь, которого ход истории вел к демократическому полновластию, должен был действовать посредством очень аристократической администрации"; обе эти силы, выросшие вместе благодаря государственному объединению Руси и вместе работавшие над ним, прониклись взаимным недоверием и враждой. Второе противоречие можно назвать социальным: московское правительство вынуждено было напрягать все свои силы для лучшего устройства высшей обороны государства и "под давлением этих высших потребностей приносить в жертву интересы промышленного и земледельческого классов, труд которых служил основанием народного хозяйства, интересам служилых землевладельцев", последствием чего явилось массовое бегство тяглого населения из центров на окраины, усилившееся с расширением государственной территории, годной для земледелия. Первое противоречие явилось результатом собирания уделов Москвой.
Меня и войско послали фараоны на запад от Египта к племенам ливийцев, обладавших большими стадами коров и овец. Мы шли на северо-восток, к Азии, там, где находился Синайский полуостров. Он был богат залежами медной руды. Далее мы шли на север, там, где располагались страны – Палестина, Сирия, Финикия. Когда же у нас появилась хорошо обученная и вооружённая армия с лёгкими боевыми колесницами, мы стали совершать туда походы почти каждый год. Мы возвращались с добычей в Египет, в его столицу Фивы. Гнали скот, везли древесину, золото, серебро, шерстяные ткани, украшения, сосуды.
Мы шли на северо-восток, к Азии, там, где находился Синайский полуостров. Он был богат залежами медной руды.
Далее мы шли на север, там, где располагались страны – Палестина, Сирия, Финикия.
Когда же у нас появилась хорошо обученная и вооружённая армия с лёгкими боевыми колесницами, мы стали совершать туда походы почти каждый год.
Мы возвращались с добычей в Египет, в его столицу Фивы. Гнали скот, везли древесину, золото, серебро, шерстяные ткани, украшения, сосуды.