Источники права - те правовые акты, по которым жили римляне. Носитель верховной власти - народ. Народ де-юре обладал верховной властью и поэтому императоры искали формального одобрения у народа. Источники римского права описал в своей работе "Институты" римский юрист Гай: [2]
Плебисцита (от 4 ст.) - постановления плебейских собраний
Законы - это то, что народ принимает на народных собраниях.
Сенатские постановления - решение, принимал сенат римского народа
Имперторськи конституции - продукт деятельности императорской канцелярии
ответы юристов - ответ юриста на вопрос имеет силу нормативного акта (введено в 1 ст. Н.э. Октавианом Августом)
Объяснение:
Таблицы I-III - процессуальное право (I - приглашение на процесс, II - виды исков и жалоб, III - исполнительное право).
Тема: "Русское государство во второй половине XV - начале XVI в."
Цель: формирование представления о создании нового централизованного государства – Московская Русь.
Задачи:
- предметные: определить сущность понятия “единого централизованного государства”; доказать наличие признаков централизованного государства в конце XV - начале XVI века в Московской Руси, выяснить, благодаря каким обстоятельствам Русь стала одним из могущественных государств Европы формированию основной терминологии – самодержавный царь, центральные органы власти, Судебник;
-метапредметные: развивать у обучающихся логическое мышление, монологическую речь, внимание, память анализировать, делать выводы, сравнивать, выделять главное, использовать знаково-символические модели, схемы для решения познавательных задач;
- личностные: формировать адекватное восприятие исторической ситуации познавательному интересу к изучению истории.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Образовательные ресурсы: карта «Российское государство в XVI веке», презентация «Московское государство в конце XV –начале XVI века».
1.Централизованное государство (основные признаки).
2.Возвышение великокняжеской власти.
3.Государственное строительство. Органы управления государством. 4. Церковь – опора великокняжеской власти
1.Актуализация опорных знаний.
Вступительное слово учителя о том, что продолжаем изучать историю Московского государства в период правления Ивана III и анализировать перемены, происходящие в нашем государстве.
- Как бы вы определили главную суть нашего государства в более раннее время – IX-XII вв.?
Вывод: Киевская Русь – это единое Русское государство, во главе с единым правителем – Великим князем.
-В чем особенность исторического периода XIII – XIV вв. – изменилось ли государственное устройство?
Вывод: XIII – XIV вв. – это период политической раздробленности Руси, во главе каждого княжества самостоятельный правитель – князь.
- Какие изменения наступили в XV в? (единый правитель; освобождение от ига Золотой Орды, единая территория, одна столица и др.)
Чтобы полнее увидеть процесс перемен, начнем составление кластера «Русь при Иване III»
( советую предварительно ещё раз посмотреть на карту учебника на стр.195 «Образование единого Российского государства в конце XV –начале XVI века»)
На схеме-кластере на доске появляются основные события, свидетельствующие о территориальном росте Московского государства и основные даты этого периода. Далее дети вспоминают основные выводы урока:
закономерными итогами политического объединения русских земель стало:
- образование единого русского государства;
-складывание великорусской народности;
- признание авторитета Руси Европой.
Постановка проблемы :
Достаточно ли военного могущества и роста территории государства для того, чтобы оно стало самым сильным? Каковы ваши предположения?
2.Изучение нового материала
1.Укрепление власти московского государя - стр. учебника 203-204 дети знакомятся самостоятельно и отвечают на вопросы:
- как брак Ивана укреплению его личной власти и стал событием европейского значения?
- как обосновывался священный характер самодержавной власти московского князя?
2. Что такое «государственное строительство? Какие органы управления уже были в Московском царстве до Ивана III?
3. Работаем с текстом учебника стр.204-205 – по группам, каждая из которых выясняет смысл и назначение органов управления:1 Государев Двор, 2.Боярская Дума (что изменилось в их функциях? ),3. приказы,4. Судебник; кроме того, пользуясь текстом учебника и словарем , и. отдельные группы (5 и 6) выясняют смысл терминов «кормление» и «местничество».
В ходе проверки работы микрогрупп классом составляем схему управления Русского государства при Иване III и д
Источники права - те правовые акты, по которым жили римляне. Носитель верховной власти - народ. Народ де-юре обладал верховной властью и поэтому императоры искали формального одобрения у народа. Источники римского права описал в своей работе "Институты" римский юрист Гай: [2]
Плебисцита (от 4 ст.) - постановления плебейских собраний
Законы - это то, что народ принимает на народных собраниях.
Сенатские постановления - решение, принимал сенат римского народа
Имперторськи конституции - продукт деятельности императорской канцелярии
ответы юристов - ответ юриста на вопрос имеет силу нормативного акта (введено в 1 ст. Н.э. Октавианом Августом)
Объяснение:
Таблицы I-III - процессуальное право (I - приглашение на процесс, II - виды исков и жалоб, III - исполнительное право).
Таблица IV - семейное право (признание отцовства)
Тема: "Русское государство во второй половине XV - начале XVI в."
Цель: формирование представления о создании нового централизованного государства – Московская Русь.
Задачи:
- предметные: определить сущность понятия “единого централизованного государства”; доказать наличие признаков централизованного государства в конце XV - начале XVI века в Московской Руси, выяснить, благодаря каким обстоятельствам Русь стала одним из могущественных государств Европы формированию основной терминологии – самодержавный царь, центральные органы власти, Судебник;
-метапредметные: развивать у обучающихся логическое мышление, монологическую речь, внимание, память анализировать, делать выводы, сравнивать, выделять главное, использовать знаково-символические модели, схемы для решения познавательных задач;
- личностные: формировать адекватное восприятие исторической ситуации познавательному интересу к изучению истории.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Образовательные ресурсы: карта «Российское государство в XVI веке», презентация «Московское государство в конце XV –начале XVI века».
Основные понятия: централизованное государство, государственное строительство, Боярская дума, окольничий, таможенный сбор (пошлина), Судебник, кормление, местничество.
План изучения нового материала:
1.Централизованное государство (основные признаки).
2.Возвышение великокняжеской власти.
3.Государственное строительство. Органы управления государством. 4. Церковь – опора великокняжеской власти
1.Актуализация опорных знаний.
Вступительное слово учителя о том, что продолжаем изучать историю Московского государства в период правления Ивана III и анализировать перемены, происходящие в нашем государстве.
- Как бы вы определили главную суть нашего государства в более раннее время – IX-XII вв.?
Вывод: Киевская Русь – это единое Русское государство, во главе с единым правителем – Великим князем.
-В чем особенность исторического периода XIII – XIV вв. – изменилось ли государственное устройство?
Вывод: XIII – XIV вв. – это период политической раздробленности Руси, во главе каждого княжества самостоятельный правитель – князь.
- Какие изменения наступили в XV в? (единый правитель; освобождение от ига Золотой Орды, единая территория, одна столица и др.)
Чтобы полнее увидеть процесс перемен, начнем составление кластера «Русь при Иване III»
( советую предварительно ещё раз посмотреть на карту учебника на стр.195 «Образование единого Российского государства в конце XV –начале XVI века»)
На схеме-кластере на доске появляются основные события, свидетельствующие о территориальном росте Московского государства и основные даты этого периода. Далее дети вспоминают основные выводы урока:
закономерными итогами политического объединения русских земель стало:
- образование единого русского государства;
-складывание великорусской народности;
- признание авторитета Руси Европой.
Постановка проблемы :
Достаточно ли военного могущества и роста территории государства для того, чтобы оно стало самым сильным? Каковы ваши предположения?
2.Изучение нового материала
1.Укрепление власти московского государя - стр. учебника 203-204 дети знакомятся самостоятельно и отвечают на вопросы:
- как брак Ивана укреплению его личной власти и стал событием европейского значения?
- как обосновывался священный характер самодержавной власти московского князя?
2. Что такое «государственное строительство? Какие органы управления уже были в Московском царстве до Ивана III?
3. Работаем с текстом учебника стр.204-205 – по группам, каждая из которых выясняет смысл и назначение органов управления:1 Государев Двор, 2.Боярская Дума (что изменилось в их функциях? ),3. приказы,4. Судебник; кроме того, пользуясь текстом учебника и словарем , и. отдельные группы (5 и 6) выясняют смысл терминов «кормление» и «местничество».
В ходе проверки работы микрогрупп классом составляем схему управления Русского государства при Иване III и д