Иисус Христос – Мессия ), согласно христианскому вероучению, Сын Божий, Богочеловек, в котором соединяются человеческая и божественная природа.
Язычество – вера в нескольких богов.
Евангелисты – авторы четырех Евангелий (от греч. «благая весть»), повествующих о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. К евангелистам причисляют Матфея, Марка, Иоанна, Луку. Евангельские тексты вошли в Новый Завет.
Апостолы – (от греч. «посланцы») ученики и последователи Христа, проповедующие христианское учение. 12 апостолов – 12 непосредственных учеников Христа, которых он послал разнести его учение по разным странам.
Синедрион – совет старейшин и священников.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В.П. Буданова. – М.: АСТ., 2006.
Книга для чтения по истории древнего мира. Под ред. Немировский А. И. – М.: Просвещение, 1991.
Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. – М.: Учпедгиз, 1953.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В Палестине, Сирии и Малой Азии, которые находились под властью Рима, еще две тысячи лет назад появились люди, которые называли с
Рождение Иисуса Христа. Фреска
За неделю до празднования еврейского праздника Пасхи Христос с учениками пришел в Иерусалим. Народ приветствовал его как царя. Однако не все были рады принять новое учение. Фарисеи, заседавшие в синедрионе, подкупили одного из учеников Христа Иуду, который за тридцать серебряников предал своего учителя. По распоряжению Синедриона, утвержденного римским прокуратором Понтием Пилатом, Иисус Христос был распят на горе Голгофа. После того, как он в страшных мучениях умер на кресте, его тело отдали ученикам. На третий день после казни сопровождавшие Христа женщины пришли ко гробу и увидели, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру, отвален, а на месте, где лежало тело
зывать апостолами. Он завещал им проповедовать свое учение. Один из них – апостол Петр – стал основателем христианской церкви, которая существует и по сей день, объединяя почти 1 млрд человек во всем мире. Сначала Петр проповедовал в Иерусалиме, и уже затем отправился в Рим, где был убит, гонителями христианской церкви.
Первые общины возникли в Иудее и на Востоке. Во второй половине I века они появились в Риме и в Италии. Входившие в общины люди называли друг друга братьями и сестрами. Христиане собирались для совместной молитвы и трапезы, имевшей священный смысл. Они должны были строго следовать евангельским заветам.
В Риме христианские общины скрывались в катакомбах – подземных пещерах. Здесь христиане собирались, устраивали свои скромные молельни, хоронили умерших. Римские катакомбы сохранились до сих пор, они доступны для посещения.
Постепенно общин становилось больше. В них вступали и бедняки, и состоятельные римляне благородного происхождения. Из таких общин возникла церковь – религиозная организация, объединяющая священников и простых верующих – мирян. Впоследствии церковью стали называть и христианские храмы – специальные здания для богослужения. Высшими христианскими священниками стали епископы. Старейшинами христианских общин являлись пресвитеры. Их были диаконы. Возникновение церкви дальнейшему распространению христианства. Стало развиваться богословие, расширяющее границы христианского вероучения.
В христианстве императоры Рима увидели угрозу своему всевластию. Дело в том, что «божественный статус» императора христиане не признавали. За это их преследовали. «Наихудший» из императоров, Нерон возложил на христиан вину за пожар в Риме. И при «наилучшем» императоре Траяне христиане подвергались преследованиям. Под угрозой смерти их заставляли отрекаться от веры.
Гонение на христиан, начавшееся при императоре Диоклетиане в 303 году и продолжавшееся при его наследниках до 313 года, вошло в историю как великое.
Тем не менее в годы его правления был издал самый страшный эдикт, которым предписывалось всех христиан принуждать к принесению жертв и добиваться этой цели всевозможными пытками.
Во время гонений на христиан их бросали на растерзание львам и другим диким животным, подвергали пыткам и казням, но они не отрекались от своей веры. Христиане принимали мученическую смерть за веру.
По мнению Феликса Шабульдо, «победа на Куликовом поле закрепила за Москвой значение организатора и идеологического центра воссоединения восточнославянских земель, показав, что путь к их государственно-политическому единству был единственным путём и к их освобождению от чужеземного господства».
Для самой Орды поражение войска Мамая её консолидации «под властью единого правителя хана Тохтамыша». Мамай спешно собрал в Крыму остаток сил, собираясь снова изгоном идти на Русь, но был разбит Тохтамышем. Поскольку Дмитрий отказался от продолжения выплаты дани Тохтамышу, спустя два года после Куликовской битвы золотоордынцы предприняли поход на Москву, сожгли город и заставили князя Дмитрия возобновить выплату дани.
Тем не менее, Куликовская битва имела далеко идущие политические последствия на пути к будущему полному свержению монголо-татарского ига. Так, Дмитрий в 1389 году, впервые не испрашивая ханского ярлыка, передал великокняжеский стол своему сыну по собственному завещанию. Хану ничего не оставалось, как признать власть нового великого князя, а значит, и новый порядок в отношениях Руси с Ордой, связанный с утратой возможности, как прежде, серьёзно влиять на внутреннюю структуру севернорусских земель. Владимирское великое княжество навсегда стало наследственным владением московских князей, что, в свою очередь, привело к прекращению борьбы с Тверским и Нижегородским княжествами за великокняжеский стол и постепенному восстановлению единства Руси. В некоторых случаях московские князья, поддерживая ту или иную сторону в соседних княжествах, смещали князей, имевших ханские ярлыки на своё княжение. Выплата дани стала нерегулярной (например, отсутствие выплат в период от 1395 по 1412 год, а также другие периоды невыплаты дани). Действия русских войск по отношению к Орде стали не только оборонительными, но и наступательными (походы 1399 и 1431 годов).
В то же время, по мнению А. А. Горского, ни сам Дмитрий, ни его наследники (вплоть до Ивана III) не имели намерений полностью оспаривать сюзеренитет золотоордынских ханов.
История, 5 класс
Урок 32. Первые христиане и их учение
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
История жизни Христа.
Апостолы Петр и Павел.
Возникновение общин в Иудее.
Гонение на христиан.
Тезаурус
Иисус Христос – Мессия ), согласно христианскому вероучению, Сын Божий, Богочеловек, в котором соединяются человеческая и божественная природа.
Язычество – вера в нескольких богов.
Евангелисты – авторы четырех Евангелий (от греч. «благая весть»), повествующих о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. К евангелистам причисляют Матфея, Марка, Иоанна, Луку. Евангельские тексты вошли в Новый Завет.
Апостолы – (от греч. «посланцы») ученики и последователи Христа, проповедующие христианское учение. 12 апостолов – 12 непосредственных учеников Христа, которых он послал разнести его учение по разным странам.
Синедрион – совет старейшин и священников.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В.П. Буданова. – М.: АСТ., 2006.
Книга для чтения по истории древнего мира. Под ред. Немировский А. И. – М.: Просвещение, 1991.
Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. – М.: Учпедгиз, 1953.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В Палестине, Сирии и Малой Азии, которые находились под властью Рима, еще две тысячи лет назад появились люди, которые называли с
Рождение Иисуса Христа. Фреска
За неделю до празднования еврейского праздника Пасхи Христос с учениками пришел в Иерусалим. Народ приветствовал его как царя. Однако не все были рады принять новое учение. Фарисеи, заседавшие в синедрионе, подкупили одного из учеников Христа Иуду, который за тридцать серебряников предал своего учителя. По распоряжению Синедриона, утвержденного римским прокуратором Понтием Пилатом, Иисус Христос был распят на горе Голгофа. После того, как он в страшных мучениях умер на кресте, его тело отдали ученикам. На третий день после казни сопровождавшие Христа женщины пришли ко гробу и увидели, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру, отвален, а на месте, где лежало тело
зывать апостолами. Он завещал им проповедовать свое учение. Один из них – апостол Петр – стал основателем христианской церкви, которая существует и по сей день, объединяя почти 1 млрд человек во всем мире. Сначала Петр проповедовал в Иерусалиме, и уже затем отправился в Рим, где был убит, гонителями христианской церкви.
Первые общины возникли в Иудее и на Востоке. Во второй половине I века они появились в Риме и в Италии. Входившие в общины люди называли друг друга братьями и сестрами. Христиане собирались для совместной молитвы и трапезы, имевшей священный смысл. Они должны были строго следовать евангельским заветам.
В Риме христианские общины скрывались в катакомбах – подземных пещерах. Здесь христиане собирались, устраивали свои скромные молельни, хоронили умерших. Римские катакомбы сохранились до сих пор, они доступны для посещения.
Постепенно общин становилось больше. В них вступали и бедняки, и состоятельные римляне благородного происхождения. Из таких общин возникла церковь – религиозная организация, объединяющая священников и простых верующих – мирян. Впоследствии церковью стали называть и христианские храмы – специальные здания для богослужения. Высшими христианскими священниками стали епископы. Старейшинами христианских общин являлись пресвитеры. Их были диаконы. Возникновение церкви дальнейшему распространению христианства. Стало развиваться богословие, расширяющее границы христианского вероучения.
В христианстве императоры Рима увидели угрозу своему всевластию. Дело в том, что «божественный статус» императора христиане не признавали. За это их преследовали. «Наихудший» из императоров, Нерон возложил на христиан вину за пожар в Риме. И при «наилучшем» императоре Траяне христиане подвергались преследованиям. Под угрозой смерти их заставляли отрекаться от веры.
Гонение на христиан, начавшееся при императоре Диоклетиане в 303 году и продолжавшееся при его наследниках до 313 года, вошло в историю как великое.
Тем не менее в годы его правления был издал самый страшный эдикт, которым предписывалось всех христиан принуждать к принесению жертв и добиваться этой цели всевозможными пытками.
Во время гонений на христиан их бросали на растерзание львам и другим диким животным, подвергали пыткам и казням, но они не отрекались от своей веры. Христиане принимали мученическую смерть за веру.
По мнению Феликса Шабульдо, «победа на Куликовом поле закрепила за Москвой значение организатора и идеологического центра воссоединения восточнославянских земель, показав, что путь к их государственно-политическому единству был единственным путём и к их освобождению от чужеземного господства».
Для самой Орды поражение войска Мамая её консолидации «под властью единого правителя хана Тохтамыша». Мамай спешно собрал в Крыму остаток сил, собираясь снова изгоном идти на Русь, но был разбит Тохтамышем. Поскольку Дмитрий отказался от продолжения выплаты дани Тохтамышу, спустя два года после Куликовской битвы золотоордынцы предприняли поход на Москву, сожгли город и заставили князя Дмитрия возобновить выплату дани.
Тем не менее, Куликовская битва имела далеко идущие политические последствия на пути к будущему полному свержению монголо-татарского ига. Так, Дмитрий в 1389 году, впервые не испрашивая ханского ярлыка, передал великокняжеский стол своему сыну по собственному завещанию. Хану ничего не оставалось, как признать власть нового великого князя, а значит, и новый порядок в отношениях Руси с Ордой, связанный с утратой возможности, как прежде, серьёзно влиять на внутреннюю структуру севернорусских земель. Владимирское великое княжество навсегда стало наследственным владением московских князей, что, в свою очередь, привело к прекращению борьбы с Тверским и Нижегородским княжествами за великокняжеский стол и постепенному восстановлению единства Руси. В некоторых случаях московские князья, поддерживая ту или иную сторону в соседних княжествах, смещали князей, имевших ханские ярлыки на своё княжение. Выплата дани стала нерегулярной (например, отсутствие выплат в период от 1395 по 1412 год, а также другие периоды невыплаты дани). Действия русских войск по отношению к Орде стали не только оборонительными, но и наступательными (походы 1399 и 1431 годов).
В то же время, по мнению А. А. Горского, ни сам Дмитрий, ни его наследники (вплоть до Ивана III) не имели намерений полностью оспаривать сюзеренитет золотоордынских ханов.