ЧЕРЕЗ 20 МИН. СДАВАТЬ 1. Чем привлекла наша Родина внимание арабов? 2. Что вы узнали о причинах восстания Муканны? 3. Почему восстание Муканны потерпело поражение? 4. В чём состоит значение восстания Муканны?
Прекрасные погодные условия нашего края, её бесчисленные богатства привлекали внимание также и арабов.антифеодальное и антиарабское народное восстание в Средней Азии 70—80-х гг. 8 в., известное также как движение «людей в белых одеждах». М. в. возглавлял Муканна. Он проповедовал учение, в основе которого лежали идеи Маздакизма, и призывал активно бороться против политического и экономического неравенства и господства Арабского Халифата. Главной движущей силой М. в. было трудовое крестьянство Мавераннахра. Первоначально в нём участвовали и мелкие местные землевладельцы. Восставшим кочевые тюркские племена. Основными центрами М. в. были селение Наршах (около Бухары), Самарканд и горная крепость Санам области Кеш. Сосредоточив огромные военные силы, арабы в 776—783 последовательно разгромили эти центры и после многолетней борьбы подавили М. в. около 783—785. Муканна, чтобы избежать плена покончил с собой. Традиции М. в. и движения «людей в белых одеждах» сохранялись среди таджикского народа до 12 в.Основная причина поражения восстания "людей в белых одеждах" заключалась, прежде всего, в разрозненности их сил. Представители местной знати, поначалу использовавшие в своих интересах народную борьбу за независимость, испугались размаха движения и встали на путь предательства. Один за другим они переходили на сторону арабов. Сам Муканна не мог непосредственно руководить восстанием. Он объявил себя пророком и со своими приближенными пребывал в крепости Сом.
В результате слишком затянувшейся войны, когда земледельцы были лишены нормальных условий жизни и привычных земледельческих работ, их силы иссякли, и наступило время разочарования. Арабы воспользовались создавшимся положением и окончательно разбили силы восставших на местах. Но с подавлением восстания "людей в белых одеждах" борьба среднеазиатских народов против арабских завоевателей, конечно, не прекратилась. Через 20 лет после восстания "людей в белых одеждах", в 806 году, поднялось очередное восстание под предводительством Рафиъ ибн ал-Ляйса. Восстание, начавшееся в Самарканде, за короткое время распространилось по Шашу, Фергане, Бухаре, Нахшебу и Хорезму. После того как меры, предпринятые халифатом для подавления восстания, не дали желаемых результатов, наместник Хорасана будущий халиф Маъмун (806—819) обратился за к местным знатным дехканам — внукам саман-худата — Нуху, Ахмаду и Яхъе. Они уговорили Рафиъ ибн ал-Ляйса сдаться. Таким образом, вельможи из рода саман-худата (то есть Саманиды), выступив против своего народа, сослужили службу Арабскому халифату, за что удостоились почестей и власти. Политическая власть в Мавераннахре с этого времени перешла в руки представителей местной знати, и тем самым был заложен путь к независимости.Разногласия между арабами и покоренными народами привели к ряду серьезных восстаний. В 720-722 гг. в Согдиане вспыхнуло восстание. Согдийцы вместе с тюркскими племенами захватили Самарканд. Но вскоре арабы подавили восстание. Однако согдийцы не считали себя покоренными, и после событий 722-723 гг. силы их не были сломлены. Тюрки также не подчинились, они нападали на арабов, наносили им ущерб. В годы наместнечества Ашраса ибн Абдаллаха арабы стали строить укрепления, сторожевые посты на границах с кочевой степью и одновременно проводить исламизацию. Обещая новообращенных освобождать от уплаты хараджа, Ашрас продолжал его сбор. Это вызвало протест населения Согда и Бухары, который перерос в восстание (727-728 гг.).
В 728 г. согдийцы вытеснили военные отряды арабов из очень многих районов страны. В руках арабов остались только Дабусия и Самарканд. В 729 г. арабам удалось вернуть Бухару. На пять лет Мавераннахр после этих событий (за исключением Самарканда и Бухары и некоторых друг
Прекрасные погодные условия нашего края, её бесчисленные богатства привлекали внимание также и арабов.антифеодальное и антиарабское народное восстание в Средней Азии 70—80-х гг. 8 в., известное также как движение «людей в белых одеждах». М. в. возглавлял Муканна. Он проповедовал учение, в основе которого лежали идеи Маздакизма, и призывал активно бороться против политического и экономического неравенства и господства Арабского Халифата. Главной движущей силой М. в. было трудовое крестьянство Мавераннахра. Первоначально в нём участвовали и мелкие местные землевладельцы. Восставшим кочевые тюркские племена. Основными центрами М. в. были селение Наршах (около Бухары), Самарканд и горная крепость Санам области Кеш. Сосредоточив огромные военные силы, арабы в 776—783 последовательно разгромили эти центры и после многолетней борьбы подавили М. в. около 783—785. Муканна, чтобы избежать плена покончил с собой. Традиции М. в. и движения «людей в белых одеждах» сохранялись среди таджикского народа до 12 в.Основная причина поражения восстания "людей в белых одеждах" заключалась, прежде всего, в разрозненности их сил. Представители местной знати, поначалу использовавшие в своих интересах народную борьбу за независимость, испугались размаха движения и встали на путь предательства. Один за другим они переходили на сторону арабов. Сам Муканна не мог непосредственно руководить восстанием. Он объявил себя пророком и со своими приближенными пребывал в крепости Сом.
В результате слишком затянувшейся войны, когда земледельцы были лишены нормальных условий жизни и привычных земледельческих работ, их силы иссякли, и наступило время разочарования. Арабы воспользовались создавшимся положением и окончательно разбили силы восставших на местах. Но с подавлением восстания "людей в белых одеждах" борьба среднеазиатских народов против арабских завоевателей, конечно, не прекратилась. Через 20 лет после восстания "людей в белых одеждах", в 806 году, поднялось очередное восстание под предводительством Рафиъ ибн ал-Ляйса. Восстание, начавшееся в Самарканде, за короткое время распространилось по Шашу, Фергане, Бухаре, Нахшебу и Хорезму. После того как меры, предпринятые халифатом для подавления восстания, не дали желаемых результатов, наместник Хорасана будущий халиф Маъмун (806—819) обратился за к местным знатным дехканам — внукам саман-худата — Нуху, Ахмаду и Яхъе. Они уговорили Рафиъ ибн ал-Ляйса сдаться. Таким образом, вельможи из рода саман-худата (то есть Саманиды), выступив против своего народа, сослужили службу Арабскому халифату, за что удостоились почестей и власти. Политическая власть в Мавераннахре с этого времени перешла в руки представителей местной знати, и тем самым был заложен путь к независимости.Разногласия между арабами и покоренными народами привели к ряду серьезных восстаний. В 720-722 гг. в Согдиане вспыхнуло восстание. Согдийцы вместе с тюркскими племенами захватили Самарканд. Но вскоре арабы подавили восстание. Однако согдийцы не считали себя покоренными, и после событий 722-723 гг. силы их не были сломлены. Тюрки также не подчинились, они нападали на арабов, наносили им ущерб. В годы наместнечества Ашраса ибн Абдаллаха арабы стали строить укрепления, сторожевые посты на границах с кочевой степью и одновременно проводить исламизацию. Обещая новообращенных освобождать от уплаты хараджа, Ашрас продолжал его сбор. Это вызвало протест населения Согда и Бухары, который перерос в восстание (727-728 гг.).
В 728 г. согдийцы вытеснили военные отряды арабов из очень многих районов страны. В руках арабов остались только Дабусия и Самарканд. В 729 г. арабам удалось вернуть Бухару. На пять лет Мавераннахр после этих событий (за исключением Самарканда и Бухары и некоторых друг
Объяснение: