Вечевой новгородский колокол О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В его судьбе кроме явно вымышленного, фантазийного или сильно переосмысленного с течением веков, много и реального, исторически оправданного. В 1478 году, желая лишить Новгород самостоятельности и стремясь присоединить его огромные владения к Москве, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе: “вечю колоколу не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати” И если “черные люди” встали на защиту вечевого строя, то бояре стремились “жалобниками” прийти к царю. Как писал Н.М.Карамзин: “Бояре не стояли ни за вечевой колокол, ни за посадника, но стояли за свои вотчины”. События этого времени в летописях описаны буквально по дням. 14 декабря, как сообщает Софийская вторая летопись, “новгородские послы учали бити челом, а вечей колокол отложили, чтобы государь сердце сложил и нелюбия отдал, и вывода бы не ученил, и во вотчины бы их в земли и в воды не всупился и в животы их”. Летописец указывает и ту цену, которую запросили новгородские бояре за отказ от вечевого колокола – неприкосновенность вотчин, отказ от “вывода” из новгородской земли, освобождение от пограничной службы. 10 января 1478 года, приняв это “жалование” Иван III потребовал освобождения новгородцами Ярославова Двора, на котором находилось вече и вечевые учреждения. 18 января верхи били челом о службе московскому государю, и документ, подтверждающий это, принимается уже не на вече, а на совете господ, на Владычном дворе. Летописец замечает: “По той бо день веча не бысть в Новгороде”. 29 января в Новгород вошел Иван III. 8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити.” “Марта 5 на Москву прииде князь велики А после себя повелел князь велики из Новгорода и колокол их вечной привезти на Москву, и привезен бысть и вознесли его на колокольницу на площади с прочими колоколы звонити”. Но с таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда (вернее множество легенд) о том, что вечник новгородский, отправленный в Москву, туда, вопреки государевой воле, так и не явился – разбился на кручах валдайских и дал жизнь знаменитым колокольчикам Валдая, которым с момента их чудесного рождения суждено вечно скитаться по долгим российским дорогам, петь о вольности, то, тревожа души людей, то, утешая, и ждать, когда настанет время вернуться им в Новгород (а они вернуться только тогда, когда не Руси наступит воля), чтобы вновь слиться воедино, в вечевой колокол. Тогда и поплывет над Россией вольный звон, и кончатся все неустройства наши и неурядицы. Какой он легендарный вечевой колокол? На миниатюре из Лицевого летописного свода изображен связанный веревками (как узник) вечевой колокол, погруженный на сани и подготовленный к отправке в Москву. А выше – панорама Новгорода с Софийским собором и Софийской звонницей, колокола которой осенены главой с крестом. Рядом изображена звонница с единственным колоколом – вечевым Софийским, над которым нет креста, так как он был гражданским, светским, а не церковным.
Правление Александра III началось в то время, когда за власть боролись две партии – либеральная и монархическая. Царь выбрал направление для усиления самодержавия.
Его внутренняя политика:
- в земской реформе. Права земств были ограничены и взяты под контроль высших властей. Простые люди, крестьяне, потеряли право принимать участие в выборах.
- в судебной реформе. Судьи теперь зависимы от властей. Мировые судьи были ликвидорованы.
- в крестьянской реформе. Нужно было обязательно выкупать земли. Отменили подать на души. Создан банк, который выдавал ссуды для покупки земли или частных собственностей.
- в военной реформе. Усилилась оборонная крепостей и округов. Военная база была улучшена.
Его внешняя политика отличалась миролюбием. Царь старался ограждать свои владения от войн. Также он был посредником между странами, за что ему дали прозвище «Миротворец». В первую очередь Александр III отстаивал интересы своей страны.
Правление Александра III началось в то время, когда за власть боролись две партии – либеральная и монархическая. Царь выбрал направление для усиления самодержавия.
Его внутренняя политика:
- в земской реформе. Права земств были ограничены и взяты под контроль высших властей. Простые люди, крестьяне, потеряли право принимать участие в выборах.
- в судебной реформе. Судьи теперь зависимы от властей. Мировые судьи были ликвидорованы.
- в крестьянской реформе. Нужно было обязательно выкупать земли. Отменили подать на души. Создан банк, который выдавал ссуды для покупки земли или частных собственностей.
- в военной реформе. Усилилась оборонная крепостей и округов. Военная база была улучшена.
Его внешняя политика отличалась миролюбием. Царь старался ограждать свои владения от войн. Также он был посредником между странами, за что ему дали прозвище «Миротворец». В первую очередь Александр III отстаивал интересы своей страны.