Русско-иранская война. 1804—1813. +Персия.Отстоять и укрепить позиции России в Закавказье.Затяжная борьба в Северном Азербайджане.П.Д. Цицианов, И.И. Завалишин, И.В. Гудович, А.П. Тормасов, Ф.О. Паулуччи, П.С. Котлярев-ский.Гюлистанский мирный договор.Русско-турецкая война. 1806—1812. +Османская империя.Отстоять и укрепить позиции России в Закавказье вать усилению российского влияния в Балканском регионе.13.11 — 12.12.1806-русские силы овладели крепостями Хотин, Яссы, Бендеры, городом Бухарестом. 2.06.1807 — победа над войсками Али-паши у Обилешти.И.И. Михельсон, М.А. Милорадо-вич.Бухарестский мирный договор. 10-11.05.1807-турецкий флот потерпел поражение в Дарда-нелльском морском сражении. 19.06 — в Афонском морском сражении турецкий флот обращен в бегство.Д.Н. Сенявин. Сентябрь — октябрь 1810 — русские силы берут Рущук, Журжу, Турно, Никополь, Плевну.Н.М. Каменский 2-ой. 22.06.1811 — армия Ахмеда-паши разбита при Рущуке. 8-11.10- взяты Туртукай и Сили-стрия. 25.10 — капитуляция турецкой армии.М.И. Кутузов. Русско-шведская война. 1808—1809.+Швеция.Установление полного контроля над Финским и Ботническим заливами. Территориальные приращения.1.03.1809 — взяты Аландские острова. 6-7.03 — казачий отряд переходит по льду на скандинавский берег и занимает город Гриссельгам, близлежащий к Стокгольму.П.И. Багратион, М.Б. Барклай-де-Толли,Я.П. Кульнев.Фридрихсгамский мирный договор.Русско-иранская война. 1826—1828.+Персия.Отразить иранскую агрессию, спровоцированную Англией.13.09.1826 — войска Аббас-мирзы и Аллаяр-хана разбиты под Елизаветполем. 26.06.1827 занята Нахичевань. 7.07 — крепость Аббас-Абад. 4.09-10.10 -успешная осада Эривани. Январь 1828 — русские войска направляются к Тегерану, что заставляет шаха спешно просить мира.И.Ф. Паскевич.Туркманчайский мирный договор.Русско-турецкая война. 1828—1829. +Османская империя.Россия стремилась упрочить свое положение на Балканах, установить контроль над проливами Босфор и Дарданеллы.23.06.1828 — пала закавказская крепость Каре. 23.07 — взята крепость Ахалкалаки. 16.08-крепость Ахалцихи. 27.06.1829 -взят Эрзерум.И.Ф. Паскевич. 30.05.1829 — сокрушительное поражение турков при деревне Кулевчи в Болгарии. 13.07 -первая армия турков разбита у города Айдоса. 31.07 — вторая армия разбита у города Сливно. 7.08 — занят Адрианополь.И.И. Дибич, Ф.В. Ридигер.Адрианопольский мирный договор.Крымскаявойна.1853—1856.■Османскаяимперия,Англия,Франция,Сардинскоекоролевство.Николай I стремился прибрать к рукам «наследие больного человека» (владения дряхлеющей Турецкой империи): средиземноморские проливы, территорию Балканского полуострова.5.11.1853 — в первом в истории человечества морском бою паровых кораблей турецкий паро-ходофрегат «Перваз-Бахри» потерпел поражение.Г.И. Бутаков.Парижский мирный договор 18.11 — турецкие парусные корабли наголову разбиты в Синопской бухте.П.С. Нахимов. 1.09.1854 — англо-французский десант высаживается у Евпатории. 8.09 — союзники побеждают русских в битве на реке Альма. 13.10 — победа над английской кавалерией под Балаклавой. 24.10 — поражение русских сил в сражении на Аккерманском плато.А.С. Меншиков. 15.09.1854-27.08.1855 — героическая оборона Севастополя, завершившаяся его вынужденной капитуляцией.П.С. Нахимов, В. И. Истомин, Э.И. Тотлебен, В.А. Корнилов. 16.11.1855 — взята турецкая крепость Каре.Д.А. Муравьев. Русско-турецкая война. 1877—1878. +Османская империя.Стремление восстановить российское влияние на Турцию и поддержать национально-освободительное движение славянского населения балкан.Август — декабрь 1877 — русские войска смогли отстоять позиции, занятые в районе Шипкин-ского перевала.28.11 — капитулирует гарнизон крепости Плевна.23.12 — занята София.И.В. Гурко.Сан-Стефанский прелиминарный мир, впоследствии скорректированный (не в пользу России) решениями Берлинского конгресса. 27-28.12 — блестящая победа над турками в сражении при Шей-ново.Ф.Ф. Радецкий, М.Д. Скобелев, Н.И. Святополк-Мирский. 14-16.01.1878 — русские силы подходят к Адрианополю.И.В. Гурко, Ф.Ф. Радецкий.
«Язычество древних славян» – тема многослойная, сложная: с одной стороны, она уводит нас в глубину отдаленных тысячелетий первобытности, а с другой – явно и полнокровно проявляется в обиходе русской пореформенной деревни.
Экскурс, предпринятый для выяснения глубины народной памяти, показал, что эволюция религиозных представлений шла путем наслаивания новых форм на старые. Это наблюдение позволяет рассматривать этнографические фрагменты в церковных поучениях против язычества XI – XII вв. и записи ученых XIX – XX вв. как своего рода энциклопедию истории религии начиная с палеолита. Анимизм первобытных охотников и представления о небесных богинях и богах древних земледельцев в равной мере уцелели в недавнем деревенском фольклоре.
Задача автора этой книги состояла в показе эволюции, в определении хронологических точек появления тех или иных представлений о мире я о волшебных неведомых силах, им управляющих.
Задача не выполнена во всем своем объеме – впереди ещё осталось нерассмотренным язычество Киевской Руси, но оно, во-первых, в известной степени уже изучено, а, во-вторых, для своего понимания оно требует обязательного рассмотрения исторических корней каждого элемента языческой системы X – XIII вв., что автор и пытался сделать в предлагаемой книге.
С течением веков славянское язычество все более становилось выражением народного мировосприятия. Церковь с её международной культурой богословской литературы, живописи, храмоздательства и торжественно-театрального литургического действа стала прежде всего выразительницей феодальной идеологии. Язычество же удержалось в деревне и было формой проявления народных, крестьянских воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконных основах.
Русская народная культура XVIII – XIX вв. традиционна, и эта традиционность уходит в языческую старину. Значительная часть народного творчества связана с язычеством.
Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Все богатырские волшебные сказки оказываются фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архитектуры (коньки, громовые знаки на причелинах, «коники» у печи), утвари и одежды.
Торжественными праздниками, всеобщими «событиями» были такие древние обряды, как встреча весны, масленица и Купала, с их ритуальными кострами, братчины по случаю нового урожая, новогодние звериные маскарады и гаданья. Значительная часть песенного репертуара проникнута языческим мировоззрением. Живой, неувядаемой формой обрядового танца, сопровождаемого музыкой и пением, являются красочные деревенские хороводы.
В языческие времена искусство было неразрывно связано с самим язычеством. Недаром автор «Слова о полку Игореве», щеголявший знанием языческой мифологии подобно поэтам Ренессанса, называет своего старшего собрата гусляра и сказителя Бонна «Велесовым внуком».
Познание народной культуры, всех видов крестьянского творчества невозможно без выявления его архаичной языческой подосновы. Изучение язычества – это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.
крепости Плевна.23.12 — занята София.И.В. Гурко.Сан-Стефанский прелиминарный мир, впоследствии скорректированный (не в пользу России) решениями Берлинского конгресса. 27-28.12 — блестящая победа над турками в сражении при Шей-ново.Ф.Ф. Радецкий, М.Д. Скобелев, Н.И. Святополк-Мирский. 14-16.01.1878 — русские силы подходят к Адрианополю.И.В. Гурко, Ф.Ф. Радецкий.
«Язычество древних славян» – тема многослойная, сложная: с одной стороны, она уводит нас в глубину отдаленных тысячелетий первобытности, а с другой – явно и полнокровно проявляется в обиходе русской пореформенной деревни.
Экскурс, предпринятый для выяснения глубины народной памяти, показал, что эволюция религиозных представлений шла путем наслаивания новых форм на старые. Это наблюдение позволяет рассматривать этнографические фрагменты в церковных поучениях против язычества XI – XII вв. и записи ученых XIX – XX вв. как своего рода энциклопедию истории религии начиная с палеолита. Анимизм первобытных охотников и представления о небесных богинях и богах древних земледельцев в равной мере уцелели в недавнем деревенском фольклоре.
Задача автора этой книги состояла в показе эволюции, в определении хронологических точек появления тех или иных представлений о мире я о волшебных неведомых силах, им управляющих.
Задача не выполнена во всем своем объеме – впереди ещё осталось нерассмотренным язычество Киевской Руси, но оно, во-первых, в известной степени уже изучено, а, во-вторых, для своего понимания оно требует обязательного рассмотрения исторических корней каждого элемента языческой системы X – XIII вв., что автор и пытался сделать в предлагаемой книге.
С течением веков славянское язычество все более становилось выражением народного мировосприятия. Церковь с её международной культурой богословской литературы, живописи, храмоздательства и торжественно-театрального литургического действа стала прежде всего выразительницей феодальной идеологии. Язычество же удержалось в деревне и было формой проявления народных, крестьянских воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконных основах.
Русская народная культура XVIII – XIX вв. традиционна, и эта традиционность уходит в языческую старину. Значительная часть народного творчества связана с язычеством.
Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Все богатырские волшебные сказки оказываются фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архитектуры (коньки, громовые знаки на причелинах, «коники» у печи), утвари и одежды.
Языческой магией проникнуты сложные многодневные свадебные обряды.
Торжественными праздниками, всеобщими «событиями» были такие древние обряды, как встреча весны, масленица и Купала, с их ритуальными кострами, братчины по случаю нового урожая, новогодние звериные маскарады и гаданья. Значительная часть песенного репертуара проникнута языческим мировоззрением. Живой, неувядаемой формой обрядового танца, сопровождаемого музыкой и пением, являются красочные деревенские хороводы.
В языческие времена искусство было неразрывно связано с самим язычеством. Недаром автор «Слова о полку Игореве», щеголявший знанием языческой мифологии подобно поэтам Ренессанса, называет своего старшего собрата гусляра и сказителя Бонна «Велесовым внуком».
Познание народной культуры, всех видов крестьянского творчества невозможно без выявления его архаичной языческой подосновы. Изучение язычества – это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.