Чиї інтереси представляли консерватори Чиї інтереси відстоювали ліберали Яких заходів вживав уряд для припинення лудистького руху Які організації захищали права робітників
В конце XV — XVI столетий завершилось формирование русской (великорусской) народности. В результате сложных этнических и языковых процессов сложился русский язык, значительно отличавшийся не только от украинского и белорусского, но также и от церковнославянского, который сохранялся в книжной письменности. В разговорном и близком к нему так называемом приказном, деловом языке господствующее влияние оказывал ростовско-суздальский диалект, в нем — московский говор. Многие слова, появившиеся первоначально в московской письменности, получили общерусское распространение, и среди них такие, как «хрестьянин» (крестьянин), «деньги», «деревня» и др. Утратились древние виды времен, и получили новое развитие формы глагола. Стала приближаться к современной система склонений и спряжений. В разговорном языке отмерла старинная «звательная» (Иване, отче, жено и т. п.) форма имен существительных.
Жилища и поселения
Формирование великорусской народности отразилось также в характерных для XVI и последующих столетий чертах быта и материальной культуры. В это время сложился тип жилого дома, состоящего из трех помещений — избы, клети (или горницы) и соединяющих их сеней. Дом покрывался двускатной крышей. Такая «трехкамерная» постройка надолго стала господствующей в русских селениях. Помимо избы в крестьянском дворе имелась житница для хранения зерна, один-два хлева («дворцы») для скота, сенник, мыльня (баня), иногда риги, овины, сараи, хотя последние чаще всего ставились вне дворов, на поле. В городах уже с конца XV в. стали появляться каменные жилища бояр, высшего духовенства, крупного купечества .
Деревни XVI в. насчитывали обычно 10 - 15 дворов, более крупными поселениями были села. Города развивались по традиционной радиально-кольцевой системе: радиусы складывались по дорогам, ведшим в другие города, кольца — по линиям дерево-земляных и каменных укреплений, охватывавших разраставшиеся части городов. К концу XVI в. Москва имела три кольца каменных укреплений — Кремль, примыкавший к нему с востока и оградивший торговый центр города Китай-город, Белый город (по линии современного бульварного кольца) и одно кольцо дерево-земляных укреплений — Земляной город, укрепления которого располагались по современному Садовому кольцу. Городские усадьбы обычно выходили на улицы заборами, жилые дома и хозяйственные помещения скрывались внутри. В редких случаях улицы мостились деревом; летом во время дождей улицы находились практически в непроезжем состоянии. На каждой улице была одна или несколько церквей.
Так как многие горожане имели свой скот, в городе имелись выпасы, прогоны к воде и на пастбища, а также огороды, сады, иногда даже участки пашенной земли. В XV в. улицы городов на ночь стали запирать решетками. В городах появились «объезжие головы» из мелких дворян — зародыш городской полицейской службы. «Объезжие головы» должны были следить не только за появлением «воровских людей», но и за безопасностью в городе. В этих целях летом запрещалась топка печей в домах. Приготовление пищи осуществлялось во дворах. Кузнецы и другие ремесленники, чья работа была связана с применением огня, ставили свои мастерские подальше от жилых домов, ближе к воде. Несмотря на все эти предосторожности, города часто погибали от пожаров, приносивших большой ущерб и нередко уносивших массу человеческих жертв. Но и восстанавливались города тоже быстро: из окрестностей привозили готовые срубы в разобранном виде, продавали их на торгах, и вновь строились городские улицы.
.Кирилл Белозерский известен как основатель одного из крупнейших русских монастырей. Он был образованным человеком, хорошо знакомым с текстами Священного Писания, с произведениями Отцов церкви, с византийской Церковной и политической литературой, с сочинениями русских иерархов XIV-XV веков. Преподобный Кирилл имел славу чудотворца и пользовался огромным авторитетом не только среди местного белозерского населения, но и в столице среди московской знати. Он общался со многими князьями и боярами: политиками-практиками того времени. Разнообразная деятельность Кирилла Белозерского - в качестве казначея в доме Вельяминовых, игумена Симоновского монастыря в Москве, основателя "пустынной" обители - позволила ему приобрести неоценимый опыт и знание реальной жизни Северо-Восточной Руси.
Различные стороны мировоззрения Кирилла Белозерского уже рассматривались в трудах историков: М. Кудрявцева, Г. П. Федотова, Н. И. Ефимова, В. Вальденберга, Г. М. Прохорова1. Однако лишь Н. И. Ефимов и В. Вальденберг специально изучали представления Кирилла Белозерского о государственной власти. Н. И. Ефимов трактует политические воззрения преподобного Кирилла как чисто библейскую, теократическую точку зрения. Он видит в посланиях белозерского святого "идеал князя-пастыря, игумена ему подвластных"2. Такой взгляд представляется несколько упрощенным. В. Вальденберг решительно не согласен с Н. И. Ефимовым. Он отрицает возможность толкования роли князя в произведениях Кирилла Белозерского как религиозного вождя христиан. "Все обязанности князя в области религиозных отношений ограничиваются, по учению Кирилла, одной заботой о том, чтобы народ выполнял те предписания веры, которым его учат духовные наставники. Остальное не входит в сферу его деятельности", - пишет В. Вальденберг3. К сожалению, специфика исследовательских интересов этого историка заставила его ограничиться выяснением мнения преподобного Кирилла о пределах власти государя в области религиозных отношений. В результате вопрос о целостной концепции государственной власти, содержащийся в сочинениях Кирилла Белозерского, остался практически не изученным.
Между тем сохранившиеся послания преподобного Кирилла к князьям являются уникальным источником для изучения общественной мысли Руси конца XIV - первой четверти XV века. В отличие от произведений других церковных мыслителей этого времени, они относятся к эпистолярному жанру. Автор не стремился к созданию какого-либо художественного образа. Перед ним не стояла задача проповедовать определенные теоретические догмы и воздействовать на широкую аудиторию. В каждом послании игумен обращается к конкретному человеку. Для убеждения он использует простые, понятные аргументы. Он не углубляется в отвлеченные богословские и политические категории. Все, о чем пишет преподобный Кирилл, имеет непосредственное отношение к его читателям. Даже поучения, касающиеся управления государством, выдержаны в стиле задушевной беседы. Несомненно, взгляды преподобного Кирилла сформировались в рамках современной ему традиции общественной мысли. Однако они преломляются через индивидуальное жизнепонимание автора, через его восприятие конкретных обстоятельств, послуживших причиной написания письма. Все это обусловило своеобразие государственно-политических идей, содержащихся в посланиях преподобного Кирилла Источник http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2198
Русский язык
В конце XV — XVI столетий завершилось формирование русской (великорусской) народности. В результате сложных этнических и языковых процессов сложился русский язык, значительно отличавшийся не только от украинского и белорусского, но также и от церковнославянского, который сохранялся в книжной письменности. В разговорном и близком к нему так называемом приказном, деловом языке господствующее влияние оказывал ростовско-суздальский диалект, в нем — московский говор. Многие слова, появившиеся первоначально в московской письменности, получили общерусское распространение, и среди них такие, как «хрестьянин» (крестьянин), «деньги», «деревня» и др. Утратились древние виды времен, и получили новое развитие формы глагола. Стала приближаться к современной система склонений и спряжений. В разговорном языке отмерла старинная «звательная» (Иване, отче, жено и т. п.) форма имен существительных.
Жилища и поселения
Формирование великорусской народности отразилось также в характерных для XVI и последующих столетий чертах быта и материальной культуры. В это время сложился тип жилого дома, состоящего из трех помещений — избы, клети (или горницы) и соединяющих их сеней. Дом покрывался двускатной крышей. Такая «трехкамерная» постройка надолго стала господствующей в русских селениях. Помимо избы в крестьянском дворе имелась житница для хранения зерна, один-два хлева («дворцы») для скота, сенник, мыльня (баня), иногда риги, овины, сараи, хотя последние чаще всего ставились вне дворов, на поле. В городах уже с конца XV в. стали появляться каменные жилища бояр, высшего духовенства, крупного купечества .
Деревни XVI в. насчитывали обычно 10 - 15 дворов, более крупными поселениями были села. Города развивались по традиционной радиально-кольцевой системе: радиусы складывались по дорогам, ведшим в другие города, кольца — по линиям дерево-земляных и каменных укреплений, охватывавших разраставшиеся части городов. К концу XVI в. Москва имела три кольца каменных укреплений — Кремль, примыкавший к нему с востока и оградивший торговый центр города Китай-город, Белый город (по линии современного бульварного кольца) и одно кольцо дерево-земляных укреплений — Земляной город, укрепления которого располагались по современному Садовому кольцу. Городские усадьбы обычно выходили на улицы заборами, жилые дома и хозяйственные помещения скрывались внутри. В редких случаях улицы мостились деревом; летом во время дождей улицы находились практически в непроезжем состоянии. На каждой улице была одна или несколько церквей.
Так как многие горожане имели свой скот, в городе имелись выпасы, прогоны к воде и на пастбища, а также огороды, сады, иногда даже участки пашенной земли. В XV в. улицы городов на ночь стали запирать решетками. В городах появились «объезжие головы» из мелких дворян — зародыш городской полицейской службы. «Объезжие головы» должны были следить не только за появлением «воровских людей», но и за безопасностью в городе. В этих целях летом запрещалась топка печей в домах. Приготовление пищи осуществлялось во дворах. Кузнецы и другие ремесленники, чья работа была связана с применением огня, ставили свои мастерские подальше от жилых домов, ближе к воде. Несмотря на все эти предосторожности, города часто погибали от пожаров, приносивших большой ущерб и нередко уносивших массу человеческих жертв. Но и восстанавливались города тоже быстро: из окрестностей привозили готовые срубы в разобранном виде, продавали их на торгах, и вновь строились городские улицы.
.Кирилл Белозерский известен как основатель одного из крупнейших русских монастырей. Он был образованным человеком, хорошо знакомым с текстами Священного Писания, с произведениями Отцов церкви, с византийской Церковной и политической литературой, с сочинениями русских иерархов XIV-XV веков. Преподобный Кирилл имел славу чудотворца и пользовался огромным авторитетом не только среди местного белозерского населения, но и в столице среди московской знати. Он общался со многими князьями и боярами: политиками-практиками того времени. Разнообразная деятельность Кирилла Белозерского - в качестве казначея в доме Вельяминовых, игумена Симоновского монастыря в Москве, основателя "пустынной" обители - позволила ему приобрести неоценимый опыт и знание реальной жизни Северо-Восточной Руси.
Различные стороны мировоззрения Кирилла Белозерского уже рассматривались в трудах историков: М. Кудрявцева, Г. П. Федотова, Н. И. Ефимова, В. Вальденберга, Г. М. Прохорова1. Однако лишь Н. И. Ефимов и В. Вальденберг специально изучали представления Кирилла Белозерского о государственной власти. Н. И. Ефимов трактует политические воззрения преподобного Кирилла как чисто библейскую, теократическую точку зрения. Он видит в посланиях белозерского святого "идеал князя-пастыря, игумена ему подвластных"2. Такой взгляд представляется несколько упрощенным. В. Вальденберг решительно не согласен с Н. И. Ефимовым. Он отрицает возможность толкования роли князя в произведениях Кирилла Белозерского как религиозного вождя христиан. "Все обязанности князя в области религиозных отношений ограничиваются, по учению Кирилла, одной заботой о том, чтобы народ выполнял те предписания веры, которым его учат духовные наставники. Остальное не входит в сферу его деятельности", - пишет В. Вальденберг3. К сожалению, специфика исследовательских интересов этого историка заставила его ограничиться выяснением мнения преподобного Кирилла о пределах власти государя в области религиозных отношений. В результате вопрос о целостной концепции государственной власти, содержащийся в сочинениях Кирилла Белозерского, остался практически не изученным.
Между тем сохранившиеся послания преподобного Кирилла к князьям являются уникальным источником для изучения общественной мысли Руси конца XIV - первой четверти XV века. В отличие от произведений других церковных мыслителей этого времени, они относятся к эпистолярному жанру. Автор не стремился к созданию какого-либо художественного образа. Перед ним не стояла задача проповедовать определенные теоретические догмы и воздействовать на широкую аудиторию. В каждом послании игумен обращается к конкретному человеку. Для убеждения он использует простые, понятные аргументы. Он не углубляется в отвлеченные богословские и политические категории. Все, о чем пишет преподобный Кирилл, имеет непосредственное отношение к его читателям. Даже поучения, касающиеся управления государством, выдержаны в стиле задушевной беседы. Несомненно, взгляды преподобного Кирилла сформировались в рамках современной ему традиции общественной мысли. Однако они преломляются через индивидуальное жизнепонимание автора, через его восприятие конкретных обстоятельств, послуживших причиной написания письма. Все это обусловило своеобразие государственно-политических идей, содержащихся в посланиях преподобного Кирилла
Источник http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2198