Культура xix века является культурой сложившихся буржуазных отношений. к концу xviii в. капитализм как система полностью сформировался. он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).духовная культура xix века развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. ведущей доминантой культуры xix века была наука.различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны.важным сдвигом в культуре западной европы стало утверждение в идеологии, искусстве, философии принципа реализма. мифологическое и религиозное мировосприятие замещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни. в социальной жизни сформировалась автономия церкви и государственно-политической власти, установились стойкие буржуазные отношения в каждом социальном слое. ком неприятии буржуазного общества, с другой. отсюда -- появление столь несходных явлений в культуре xix века: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.
Изучавшие старинные печати, – этой сферой науки занимаются ученые, посвятившие себя сфрагистике,[1] – обратили внимание на необычную печать, скреплявшую жалованную, меновую и отводную грамоту великого князя московского ивана iii (1440–1505), данную в 1497 году волоцким князьям – братьям федору и ивану борисовичам. грамота позволяла решать вопросы владения и пользования землей, а также предоставляла некоторые привилегии тому и другому брату, отцом которых был младший сын царя василия темного – борис. борис доводился родным братом ивану iii, а волоцкие князья – федор и иван – были племянниками великого князя московского. за три года до того, как федору и ивану была дана эта грамота, их отец умер, и появилась необходимость решить вопросы, возникшие между осиротевшими братьями, их дяде и опекуну ивану iii васильевичу. однако данная грамота оставалась бы одной из сотен ей подобных, если бы не прикрепленная к ней печать. не обратить внимания на эту печать невозможно. от всех предшествующих княжеских печатей она отличалась прежде всего цветом (оттиск не из черного или светлого воска, а из красного), а также исключительно высоким качеством оттиска и круговой легендой,[2] содержащей полный титул великого князя московского, сложившийся к 1490 году. главное же отличие печати заключалось в ее изобразительных компонентах. на лицевой стороне помещен всадник в военных доспехах и развевающемся плаще, копьем поражающий дракона (крылатого змея) в шею. круговая надпись обозначает титул ивана iii: «иоанъ б(о)жиею милостию господарь всея руси и велики кн(я)зь». оборотную сторону печати занимает двуглавый орел с коронами на головах и с распростертыми опущенными вниз крыльями. его окружает легенда, являющаяся продолжением титула лицевой стороны: «и великыи кн(я)з. влад. и мос. и нов. и пск. и тве. и уго. и вят. и пер. и бол». восстановим сокращения, сделанные в тексте на оборотной стороне печати: «и великий князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и угорский,[3] и вятский, и пермский, и болгарский[4]».