4.1. Природные условия. Владения Новгорода простирались от Финского залива до Урала и от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги. Географическое положение, суровые природные условия, смешанный этнический состав населения наряду с рядом исторических особенностей определяли специфику хозяйственной жизни, социальной структуры и политической организации Северо-Западной земли. Так, бедные почвы и холодный климат были причиной того, что новгородцы периодически испытывали недостаток хлеба. Это экономически и политически привязывало Новгород к Владимирской земле, откуда, в основном, и поставлялось зерно.
4.2. Социально-экономические особенности.
• Удобное географическое положение превращало Новгород в крупнейший торговый центр, поставлявший европейским странам пушнину, мед, кожи, продукты морского промысла. Торговлю организовывало купечество, но саму продукцию оно получало из боярских промысловых сел.
• Бояре контролировали и высоко развитое ремесленное производство. Новгородское боярство происходило не из верхов княжеской дружины, как в других русских землях, а из местной племенной знати и сформировалось как наследственная аристократия в до-княжеский период. Оказав Ярославу Мудрому в его борьбе за киевский престол, новгородское боярство получило ряд привилегий, что еще более укрепило его позиции и позволило постепенно где захватить, а где скупить общинные земли.
4.3. Политическая система.
• В Новгороде так и не появилась своя собственная княжеская династия. Новгород, чьи князья в IX в. подчинили Киев, оставался доменом – наследственным владением киевских князей, которые посылали туда своих наместников, чаще всего – старших сыновей, которые позже включались в борьбу за киевский стол.
• Высший орган власти и характер политического строя. В городе даже в эпоху господства Киева не затухала деятельность народного собрания – веча. После изгнания в 1136 г. князя Всеволода Мстиславича новгородцы добились полной независимости, а вече фактически превратилось в высший орган власти.
У историков нет единого мнения как о сущности политического строя Новгорода, так и о составе веча.
Долгое время считалось, что на вече были представлены все свободные мужи, что давало основание характеризовать политический строй Новгорода как демократическую республику. Одно время преобладала точка зрения, что вече являлось собранием 300 представителей боярских родов, избираемых местными собраниями (на «уличанских» и «кончайских» вечах), что позволяло сделать вывод об «аристократическом характере этой республики». В советской исторической науке получила распространение точка зрения, воспринятая у историков XIX в., о «Новгородской боярской республике», управлявшейся аристократией через «несознательное» демократическое вече.
Действительно, Совет господ, состоявший из верхушки боярства, тщательно подготавливал вечевые собрания и, подкупая голоса «молодших людей», предопределял итоги выборов и исход голосования по важнейшим вопросам. Вот почему высшие должностные лица Новгорода избирались из этого узкого круга «лучших людей». Таким образом, новгородское вече, формально оставаясь демократическим органом, по своей сути выражало интересы верхов города и являлось основой аристократической системы правления.
Несмотря на утвердившееся сочетание вечевых и олигархических институтов власти, новгородцы, даже после изгнания Всеволода, продолжали приглашать князей (чаще всего из Суздальской земли). Князь являлся не только верховным военачальником и высшей судебной инстанцией. Важно и то, что адресатом (хотя и формальным) даней, поступавших «Господину Великому Новгороду» от подчиненных народов, было не вече, а князь, который считался символом единства Новгородской земли и связующим звеном с Русью.
С князем заключался договор – «ряд», ограничивавший круг его полномочий служебными функциями: военными, полицейскими, судебными. Он не имел права вмешиваться во внутренние дела городского управления, приобретать земельную собственность в новгородских волостях, сменять должностных лиц, вершить расправу без суда. В случае нарушения соглашения со стороны князя он изгонялся из Новгорода.
Обычаи и традиции народов мира необычайно разнообразны, интересны и удивительны. То, что кажется привычным и нормальным россиянину, возможно, может показаться диким и странным иностранцу. И наоборот. Чтобы узнать какие же обычаи есть у других народов, студенты инженерно-экономического факультета под руководством доцента кафедры государственного и муниципального управления Ахмедовой Ж.А., провели мероприятие «Обычаи и традиции народов мира».
Народные обычаи и традиции формировались на протяжении всей истории развития человеческого общества. Так, несмотря на то, что цивилизация майя исчезла задолго до прихода первых переселенцев, сведения о некоторых обычаях этого народа все-таки дожили до наших дней. Этому удивительному племени посвятили свое выступление студенты третьего курса. Вообще, все обычаи этого народа носили религиозный характер. Практически каждый праздник древних майя сопровождался обилием цветов и пахучих трав, а подготовка к празднествам предполагала всеобщую генеральную уборку. Однако имели место такие отнюдь не европейские ритуалы, как жертвоприношения, ритуальные танцы и различные обряды посвящения.
Культура Китая не похожа ни на какую другую. Все что не делают китайцы в обыденной жизни – это чаще всего древнейшие традиции и обычаи. Они не меняются с ходом десятилетий и столетий, но у каждого района этой страны они свои. О китайском этикете, гостеприимстве, праздновании Нового года и дня рождения, о чайной церемонии и свадебном ритуале и многих других традициях поведали студенты четвертого курса.
Обрядовой стороне культуры Турции – излюбленного места миллионов туристов – уделили внимание студенты второго курса. Традициями пропитана вся местная жизнь от мелочей до ключевых событий в каждой семье. Большое значение имеют для турок родственные узы. Отдельного упоминания заслужили свадебные традиции в Турции, которые отличаются пышностью, роскошью и символизмом. В конце представления этой страны студентка Фарида Шарифова исполнила песню на турецком языке.
В завершении мероприятия вся аудитория окунулась в атмосферу безудержного веселья, получила огромный заряд бодрости и романтического настроения. Благодаря выступлению студентов группы первого курса, присутствующие словно побывали на знаменитом Венецианском карнавале.
«Уважать обычаи и традиции других народов» – давнее правило морали. Необходимость знать обычаи других народов особенно актуальна ныне, когда в больших городах представители разных народов живут даже не на соседних улицах, а в одном доме, когда оживились международные связи, когда люди стали больше путешествовать, когда информация мгновенно распространяется по миру... И нет другого пути к согласию, кроме пути взаимоуважения и терпения.
4.1. Природные условия. Владения Новгорода простирались от Финского залива до Урала и от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги. Географическое положение, суровые природные условия, смешанный этнический состав населения наряду с рядом исторических особенностей определяли специфику хозяйственной жизни, социальной структуры и политической организации Северо-Западной земли. Так, бедные почвы и холодный климат были причиной того, что новгородцы периодически испытывали недостаток хлеба. Это экономически и политически привязывало Новгород к Владимирской земле, откуда, в основном, и поставлялось зерно.
4.2. Социально-экономические особенности.
• Удобное географическое положение превращало Новгород в крупнейший торговый центр, поставлявший европейским странам пушнину, мед, кожи, продукты морского промысла. Торговлю организовывало купечество, но саму продукцию оно получало из боярских промысловых сел.
• Бояре контролировали и высоко развитое ремесленное производство. Новгородское боярство происходило не из верхов княжеской дружины, как в других русских землях, а из местной племенной знати и сформировалось как наследственная аристократия в до-княжеский период. Оказав Ярославу Мудрому в его борьбе за киевский престол, новгородское боярство получило ряд привилегий, что еще более укрепило его позиции и позволило постепенно где захватить, а где скупить общинные земли.
4.3. Политическая система.
• В Новгороде так и не появилась своя собственная княжеская династия. Новгород, чьи князья в IX в. подчинили Киев, оставался доменом – наследственным владением киевских князей, которые посылали туда своих наместников, чаще всего – старших сыновей, которые позже включались в борьбу за киевский стол.
• Высший орган власти и характер политического строя. В городе даже в эпоху господства Киева не затухала деятельность народного собрания – веча. После изгнания в 1136 г. князя Всеволода Мстиславича новгородцы добились полной независимости, а вече фактически превратилось в высший орган власти.
У историков нет единого мнения как о сущности политического строя Новгорода, так и о составе веча.
Долгое время считалось, что на вече были представлены все свободные мужи, что давало основание характеризовать политический строй Новгорода как демократическую республику. Одно время преобладала точка зрения, что вече являлось собранием 300 представителей боярских родов, избираемых местными собраниями (на «уличанских» и «кончайских» вечах), что позволяло сделать вывод об «аристократическом характере этой республики». В советской исторической науке получила распространение точка зрения, воспринятая у историков XIX в., о «Новгородской боярской республике», управлявшейся аристократией через «несознательное» демократическое вече.
Действительно, Совет господ, состоявший из верхушки боярства, тщательно подготавливал вечевые собрания и, подкупая голоса «молодших людей», предопределял итоги выборов и исход голосования по важнейшим вопросам. Вот почему высшие должностные лица Новгорода избирались из этого узкого круга «лучших людей». Таким образом, новгородское вече, формально оставаясь демократическим органом, по своей сути выражало интересы верхов города и являлось основой аристократической системы правления.
Несмотря на утвердившееся сочетание вечевых и олигархических институтов власти, новгородцы, даже после изгнания Всеволода, продолжали приглашать князей (чаще всего из Суздальской земли). Князь являлся не только верховным военачальником и высшей судебной инстанцией. Важно и то, что адресатом (хотя и формальным) даней, поступавших «Господину Великому Новгороду» от подчиненных народов, было не вече, а князь, который считался символом единства Новгородской земли и связующим звеном с Русью.
С князем заключался договор – «ряд», ограничивавший круг его полномочий служебными функциями: военными, полицейскими, судебными. Он не имел права вмешиваться во внутренние дела городского управления, приобретать земельную собственность в новгородских волостях, сменять должностных лиц, вершить расправу без суда. В случае нарушения соглашения со стороны князя он изгонялся из Новгорода.
Обычаи и традиции народов мира необычайно разнообразны, интересны и удивительны. То, что кажется привычным и нормальным россиянину, возможно, может показаться диким и странным иностранцу. И наоборот. Чтобы узнать какие же обычаи есть у других народов, студенты инженерно-экономического факультета под руководством доцента кафедры государственного и муниципального управления Ахмедовой Ж.А., провели мероприятие «Обычаи и традиции народов мира».
Народные обычаи и традиции формировались на протяжении всей истории развития человеческого общества. Так, несмотря на то, что цивилизация майя исчезла задолго до прихода первых переселенцев, сведения о некоторых обычаях этого народа все-таки дожили до наших дней. Этому удивительному племени посвятили свое выступление студенты третьего курса. Вообще, все обычаи этого народа носили религиозный характер. Практически каждый праздник древних майя сопровождался обилием цветов и пахучих трав, а подготовка к празднествам предполагала всеобщую генеральную уборку. Однако имели место такие отнюдь не европейские ритуалы, как жертвоприношения, ритуальные танцы и различные обряды посвящения.
Культура Китая не похожа ни на какую другую. Все что не делают китайцы в обыденной жизни – это чаще всего древнейшие традиции и обычаи. Они не меняются с ходом десятилетий и столетий, но у каждого района этой страны они свои. О китайском этикете, гостеприимстве, праздновании Нового года и дня рождения, о чайной церемонии и свадебном ритуале и многих других традициях поведали студенты четвертого курса.
Обрядовой стороне культуры Турции – излюбленного места миллионов туристов – уделили внимание студенты второго курса. Традициями пропитана вся местная жизнь от мелочей до ключевых событий в каждой семье. Большое значение имеют для турок родственные узы. Отдельного упоминания заслужили свадебные традиции в Турции, которые отличаются пышностью, роскошью и символизмом. В конце представления этой страны студентка Фарида Шарифова исполнила песню на турецком языке.
В завершении мероприятия вся аудитория окунулась в атмосферу безудержного веселья, получила огромный заряд бодрости и романтического настроения. Благодаря выступлению студентов группы первого курса, присутствующие словно побывали на знаменитом Венецианском карнавале.
«Уважать обычаи и традиции других народов» – давнее правило морали. Необходимость знать обычаи других народов особенно актуальна ныне, когда в больших городах представители разных народов живут даже не на соседних улицах, а в одном доме, когда оживились международные связи, когда люди стали больше путешествовать, когда информация мгновенно распространяется по миру... И нет другого пути к согласию, кроме пути взаимоуважения и терпения.