Монополия – форма хозяйственной деятельности, имеющая своей основой исключительное право собственности на факторы производства. Выделяют монополии производственную, торговую, посредническую, финансовую и другую деятельность. Монополии контролируют производство и сбыт определенного товара. Монополии стали появляться в рабовладельческий и феодальный периоды. В капиталистический период свободная конкуренция начинает носить местный, не выходящий за определенные пределы, характер, главным образом в форме торговых монополий. С переходом к капитализму монополистическое объединение становится преобладающей формой хозяйства. Основные формы монополистических объединений. Картель – простейшая форма соглашений о монополизации рынка между самостоятельными фирмами какой-либо отрасли о ценах, обмене патентами, рынках сбыта и т.п. Картельные соглашения непосредственно затрагивают производственную и коммерческую самостоятельность вступивших в картель предпринимателей, договаривающихся между собой о монополизации и разделе рынка, об объемах производства и сбыта товаров, ценах и сроках платежа. Синдикат – более высокая ступень объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, созданного в интересах организации коллективного сбыта такой продукции через единую торговую сеть. Синдикат учреждает общее торговое товарищество, заключающее договор о продаже с каждым из членов синдиката. Трест – полное объединение производственной, сбытовой, финансовой деятельности, в рамках которого участники, вошедшие в состав треста, теряют свою производительно-торговую самостоятельность, руководствуются в своей деятельности решениями управляющего центра. В России наиболее распространенными являются строительные тресты. Концерн – многоотраслевое добровольное объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе централизации функций научно-технического и производственного развития, диверсификации, а также инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности. Обычно такие группы предприятий объединяются во главе сильного предприятия холдингового типа, которое держит у себя акции. Конгломерат – многоотраслевое объединение фирм разного профиля, оперирующих в разных секторах рынка и не имеющих между собой функциональных связей. Цель – получение прибыли за счет игры на курсах акций. Транснациональная компания – крупнейшее объединение национального капитала с широкой сетью филиалов за пределами своей страны.
Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д.; в результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом "образовательном рынке".
Для обеспечения "гармонизации", в свою очередь, системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.
Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:
построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства
формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
обеспечение конкуренто европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Для обеспечения "гармонизации", в свою очередь, системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.
Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:
построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства
формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
обеспечение конкуренто европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.