Но что же чувствовал человек, помимо своей воли, в силу трагических обстоятельств очутившийся в казарме-тюрьме? Это представить нетрудно. Ведь античные писатели откровенно считали даже каторжный труд на рудниках и в каменоломнях более сносной формой существования, чем жизнь гладиаторов.
В Капуе, городе с особенно благодатным климатом (в нем легко осваивались представители самых различных племен), издавна существовало немало гладиаторских школ. Но благоприятный климат не делал жизнь в этих школах более сносной, чем в других италийских казармах. Именно отсюда в 73 году до н. э. 200 отважных и свободолюбивых рабов бежали во главе со Спартаком, начав одно из самых знаменательных восстаний во всей истории античного рабовладения.
А спустя еще девять лет 26 гладиаторов попытались освободиться из Пренестинской школы, что находилась неподалеку от Рима. Корнелий Тацит в своих «Анналах» так писал об этом: «…гладиаторы в городе Пренесте попытались вырваться на свободу, но были усмирены приставленной к ним военной стражей, а в народе, жаждущем государственных переворотов и одновременно трепещущем перед ними, уже вспоминали о Спартаке и былых потрясениях». Даже из этих слов историка, относящегося к рабам без тени сочувствия, видно, какое влияние оказало на современников спартаковское восстание.
Страшная жизнь гладиаторов была полна не только физических, но и душевных мук. Среди гладиаторов, как упоминает Гален, больше, чем в какой-либо иной среде, рас психические заболевания.
Но сильные натуры не сгибались даже под гнетом самых страшных обстоятельств. И пусть не всегда успешно, но решительно и бесстрашно они шли тем же путем, что и Спартак.
Как-то даже не верится, что олимпийские игры эллинов и страшные будни Колизея существовали одновременно. Существовали в странах, которые постоянно были связаны и культурно, и экономически, и политически.
Древнеримские игры не дали мировому спорту ничего. Они были бесплодны по самой своей сути. Уйдя от принципа равноправия, гордой свободы и добровольного физического воспитания, римский спорт скатился до уровня позорного ремесла.
Победоносные войны сделали Рим самым сильным государством Средиземноморья. Но войны имели тяжёлые последствия для римских крестьян. На юге Италии все посевы были вытоптаны. Рабовладельцы покупали много рабов, и те обрабатывали их земли. Рабский труд был несравнимо дешевле, чем труд свободных крестьян, ведь рабам за работу ничего не платили.
Кроме того, из разных провинций в Рим везли много дешёвого зерна. Крестьяне, сеявшие хлеб, беднели, бросали свои хозяйства и перебирались в город. Рим был переполнен людьми без работы и денег. Одни становились нищими, другие — преступниками.
Опасность таилась ещё и в том, что из-за разорения крестьян начала слабеть римская армия. Ведь согласно римским законам нести службу в армии могли только те, кто имел собственность. Каждый воин сам обеспечивал себя оружием и всем необходимым.
Земельный закон Тиберия Гракха
На защиту крестьян выступили братья Гракхи — Тиберий и Гай. Оба они были народными трибунами. Тиберий предложил в сенате вернуть беднякам общественные земли, незаконно захваченные богатыми землевладельцами. Но сенаторы были против. Тогда Тиберий обратился непосредственно к народу.
В решающий день, когда народное собрание должно было принять закон о передаче земли, оказалось, что все урны для голосования похищены. Народ, который собрался, чтобы проголосовать за новый закон, начал волноваться.
Тем временем Тиберия предупредили, что его собираются убить. Трибун и его вооружились палками и приготовились защищаться. Вдруг на площади появились сенаторы в сопровождении слуг. Они начали кричать, что Тиберий Гракх хочет стать царём. Такое обвинение было в Римской республике самым страшным. Народ уже ничем нельзя было сдержать. Началось жестокое побоище, во время которого Тиберий был убит (133 г. до н. э) .
Но что же чувствовал человек, помимо своей воли, в силу трагических обстоятельств очутившийся в казарме-тюрьме? Это представить нетрудно. Ведь античные писатели откровенно считали даже каторжный труд на рудниках и в каменоломнях более сносной формой существования, чем жизнь гладиаторов.
В Капуе, городе с особенно благодатным климатом (в нем легко осваивались представители самых различных племен), издавна существовало немало гладиаторских школ. Но благоприятный климат не делал жизнь в этих школах более сносной, чем в других италийских казармах. Именно отсюда в 73 году до н. э. 200 отважных и свободолюбивых рабов бежали во главе со Спартаком, начав одно из самых знаменательных восстаний во всей истории античного рабовладения.
А спустя еще девять лет 26 гладиаторов попытались освободиться из Пренестинской школы, что находилась неподалеку от Рима. Корнелий Тацит в своих «Анналах» так писал об этом: «…гладиаторы в городе Пренесте попытались вырваться на свободу, но были усмирены приставленной к ним военной стражей, а в народе, жаждущем государственных переворотов и одновременно трепещущем перед ними, уже вспоминали о Спартаке и былых потрясениях». Даже из этих слов историка, относящегося к рабам без тени сочувствия, видно, какое влияние оказало на современников спартаковское восстание.
Страшная жизнь гладиаторов была полна не только физических, но и душевных мук. Среди гладиаторов, как упоминает Гален, больше, чем в какой-либо иной среде, рас психические заболевания.
Но сильные натуры не сгибались даже под гнетом самых страшных обстоятельств. И пусть не всегда успешно, но решительно и бесстрашно они шли тем же путем, что и Спартак.
Как-то даже не верится, что олимпийские игры эллинов и страшные будни Колизея существовали одновременно. Существовали в странах, которые постоянно были связаны и культурно, и экономически, и политически.
Древнеримские игры не дали мировому спорту ничего. Они были бесплодны по самой своей сути. Уйдя от принципа равноправия, гордой свободы и добровольного физического воспитания, римский спорт скатился до уровня позорного ремесла.
Объяснение:
Разорение крестьян в Италии
Победоносные войны сделали Рим самым сильным государством Средиземноморья. Но войны имели тяжёлые последствия для римских крестьян. На юге Италии все посевы были вытоптаны. Рабовладельцы покупали много рабов, и те обрабатывали их земли. Рабский труд был несравнимо дешевле, чем труд свободных крестьян, ведь рабам за работу ничего не платили.
Кроме того, из разных провинций в Рим везли много дешёвого зерна. Крестьяне, сеявшие хлеб, беднели, бросали свои хозяйства и перебирались в город. Рим был переполнен людьми без работы и денег. Одни становились нищими, другие — преступниками.
Опасность таилась ещё и в том, что из-за разорения крестьян начала слабеть римская армия. Ведь согласно римским законам нести службу в армии могли только те, кто имел собственность. Каждый воин сам обеспечивал себя оружием и всем необходимым.
Земельный закон Тиберия Гракха
На защиту крестьян выступили братья Гракхи — Тиберий и Гай. Оба они были народными трибунами. Тиберий предложил в сенате вернуть беднякам общественные земли, незаконно захваченные богатыми землевладельцами. Но сенаторы были против. Тогда Тиберий обратился непосредственно к народу.
В решающий день, когда народное собрание должно было принять закон о передаче земли, оказалось, что все урны для голосования похищены. Народ, который собрался, чтобы проголосовать за новый закон, начал волноваться.
Тем временем Тиберия предупредили, что его собираются убить. Трибун и его вооружились палками и приготовились защищаться. Вдруг на площади появились сенаторы в сопровождении слуг. Они начали кричать, что Тиберий Гракх хочет стать царём. Такое обвинение было в Римской республике самым страшным. Народ уже ничем нельзя было сдержать. Началось жестокое побоище, во время которого Тиберий был убит (133 г. до н. э) .
Объяснение: