Сегодня я закончил читать рассказ В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки». Это произведение мне очень понравилось и глубоко взволновало. Несмотря на то, что в книге изображены ужасные картины жизни, этот рассказ представляет собой истинно гуманное произведение, наполненное болью за страну и человека. Главный герой рассказа, десятилетний Володя Тенков, очень впечатлительный, уязвимый мальчик. Он не может спокойно пройти мимо чужого горя, не может спокойно смотреть на голодных и обездоленных людей. На меня сильнейшее впечатление произвело начало рассказа. Перед нами страшное описание голодных ссыльных (действие происходит в 1933 году), которые «не доехали до места», «выпали из числа людей». Они произвели большое впечатление на всех людей, кто увидел это страшное зрелище. Подобное зрелище пробуждению совести, будоражит её. Основную смысловую нагрузку несут следующие слова и выражения: «те, кого уже не считали людьми», «в недрах грязного, вшивого мешка», «внешне не походили на людей», «кто–то расплылся на земле студнем»; «больше всего походили на людей те, кто уже успел помереть». Мне кажется, что страшное зрелище голодных страданий, голодной смерти ссыльных не свело мальчика с ума, потому что он видел ещё более тягостную картину: женщина деревянной ложкой черпает молоко из грязного конского следа и ест, плача, опустившись на колени, «как перед могилой дочери». и эта безысходность, глубокое горе, безнадёжная покорность потрясли сердце мальчика. Володя стал взрослеть. Хотя он был «сытым» (это не испортило его), не стал жадным, чёрствым человеком. Мальчик искренне хотел накормить своих одноклассников, брал в школу завтраки и делился хлебом с голодными ребятами. Товарищи охотно брали у него хлеб, с удовольствием ели, но также охотно донесли на него учительнице. Ведь Володя был чужой, потому что был «сытым», оказывается, что в пролетарской стране вообще стыдно быть «сытым». И мальчик делает для себя первое и важное открытие в жизни. В.Ф.Тендряков пишет: «Конечно же, я тогда думал не так, не такими словами, какими пишу сейчас, тридцать шесть лет спустя. …Не разумом, а чутьём тогда я осознал благородное намерение – разломи пополам свой хлеб насущный, поделись с ближним – можно совершить только тайком от других, только воровски!» И Володя «воровски» не доедает то, что даёт ему мать, «воровски» прячет в карман хлеб и выходит на воровское дело» - «на тайную охоту на самого-самого голодного». К сожалению, горькая фраза отца («Чайной ложкой моря не накормишь») оказалась истиной. Наконец нашёлся самый-самый голодный – несчастная облезлая собака, которая утратила доверие к человеку. Мне кажется, что не только Володя собаку от голодной смерти, но и собака Володю нравственно. Ведь она дала возможность мальчику заботится о ком-то, делать кому-то добро, т.е. успокоила, насколько это было возможно, мучения его совести. Рассказ начинается бодрой песней: «Не спи, вставай, кудрявая!», а заканчивается документальной справкой, ужасающей своим содержанием. На мой взгляд, В.Тендряков не случайно так построил свой рассказ. Он показывает, что у страны две стороны. Одна внешняя – где бодрые песни, красивые лозунги, а другая внутренняя – трагическое, реальное. Это и социальная несправедливость, и умирающие от голода люди, наконец, той страшной власти, которая распорядилась в голодный год вывести зерно за границу. О чём заставляет задуматься эта книга? О многом. Автор хочет донести до нас мысль, что каждому человеку необходимо отвечать за свои поступки, быть внимательными по отношению к любому живому существу, ответственным перед людьми и собой самим, перед своей совестью.
Саки - это кочевые и полукочевые племена. Название племени САКИ восходит к скифскому слову saka, что значит "олень".
Это были сильные и воинственные племена, недаром в древнеперсидских книгах саков называли "могучими мужами", а в иранских - "турами с быстрыми конями". Благодаря сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков "азиатскими скифами".
Учёные выделяют несколько групп племён саков:
1) хаомаварга или амюргии;
2) саки-тиграхауда;
3) саки-парадарайя;
4) саки-парасугудам;
5) аримаспы;
6) массагеты.
Образ жизни саков был оседло-кочевой. Многие племена занимались скотоводством, коневодством и разводили верблюдов. Но эти племена еще и много воевали, захватывали пленных, которым потом превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве.
Саки также занимались торговлей с другими народами, например: с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока.
В 7-ом - 3-ем веках до н. э. сакские племена объединились в союзы, во главе которых стояли верховные вожди. Этих вождей называли царями. Цари избирались на совете всех вождей. Именно цари распределяли между племенами пастбища и другие земли. А ещё цари считались посредниками между небом и землёй и озвучивали народу волю богов.
В племенах саков женщины пользовались одинаковыми правами с мужчинами. Из женщин тоже выбирали на совете вождей цариц.
В племенах саков было четыре группы населения: воины, жрецы, земледельцы и скотоводы. Вождей и царей выбирали только из сословия воинов. Каждой группе соответствовал свой цвет одежды: воинам - красный, жрецам - белый, земледельцам - жёлтый, скотоводам - синий.
Саки - это кочевые и полукочевые племена. Название племени САКИ восходит к скифскому слову saka, что значит "олень".
Это были сильные и воинственные племена, недаром в древнеперсидских книгах саков называли "могучими мужами", а в иранских - "турами с быстрыми конями". Благодаря сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков "азиатскими скифами".
Учёные выделяют несколько групп племён саков:
1) хаомаварга или амюргии;
2) саки-тиграхауда;
3) саки-парадарайя;
4) саки-парасугудам;
5) аримаспы;
6) массагеты.
Образ жизни саков был оседло-кочевой. Многие племена занимались скотоводством, коневодством и разводили верблюдов. Но эти племена еще и много воевали, захватывали пленных, которым потом превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве.
Саки также занимались торговлей с другими народами, например: с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока.
В 7-ом - 3-ем веках до н. э. сакские племена объединились в союзы, во главе которых стояли верховные вожди. Этих вождей называли царями. Цари избирались на совете всех вождей. Именно цари распределяли между племенами пастбища и другие земли. А ещё цари считались посредниками между небом и землёй и озвучивали народу волю богов.
В племенах саков женщины пользовались одинаковыми правами с мужчинами. Из женщин тоже выбирали на совете вождей цариц.
В племенах саков было четыре группы населения: воины, жрецы, земледельцы и скотоводы. Вождей и царей выбирали только из сословия воинов. Каждой группе соответствовал свой цвет одежды: воинам - красный, жрецам - белый, земледельцам - жёлтый, скотоводам - синий.