Н.С. Хрущев – неординарная личность, вошедшая в историю, как самый противоречивый политик-реформатор. В период хрущёвской “оттепели” была предпринята серьёзная попытка модернизации тоталитарной системы. Восстановили справедливость по отношению к миллионам невинно репрессированных людей. Н.С. Хрущёв задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации. Эта либерализация нашла свое отражение в расцвете литературы и искусств. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Люди тогда словно проснулись от зимней спячки, открыли глаза, расправили плечи. И зазвучали стихи, песни, в которых мучительные размышления о и светлые мечты о будущем. В развитии культуры в конце 50-х – 60-х гг. проявлялись противоречивые тенденции. Общий подход к культурной среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления не мог не вызвать оживления культурной жизни.
Однако использование старого политического и экономического механизмов в ходе преобразований предопределило их неудачу. Курс Хрущёва характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. После неудач противоречивой, преобразовательной деятельности Н.С. Хрущёва в обществе возник синдром усталости, стремления к устойчивым формам социальной и личной жизни. Общественное хозяйство не достигло уровня развитого социализма, потому, что все реформы 50-60-х гг. носили противоречивый характер. Экономическая ситуация в целом была не благоприятна, снижались темпы экономического роста, нарушалось единство подходов к решению научно-технических проблем, начались закупки зерна за границей, отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда не было преодолено.
Решающую роль в смещении Н.С. Хрущёва в октябре 1964 года сыграла партийно-государственная бюрократия. см. также
СИМЕО́Н ПО́ЛОЦКИЙ (1629—80) белорус. и рус. обществ. и церк. деятель, поэт, переводчик, публицист, деятель рус. просвещения. Прозвание "Полоцкий" получил по месту рождения. В 1640—50 учился в Киево-Могилянской академии, окончив к-рую, стал преподавателем в Полоцкой Богоявленской братской школе. С 1667 — учитель царевичей Алексея Алексеевича, Федора Алексеевича и царевны Софьи, с 1679 наблюдал за учителем Петра I (Никитой Зотовым), обучал также детей др. знатных лиц. Автор богословского трактата "Жезл правления" (1667), направл. против патриарха Никона и вождей раскола. В 1678 организовал в Кремле типографию. С 1648 начал писать стихи.и др. произведения. Пользовался силлабич. стихом; явился основоположником в рус. лит-ре поэтич. и драм. жанров. Написал «Букварь», «Рифмованную псалтырь», два больших рукописных сборника «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Основоположник русской драматургии . Иоанникий Лихуд (1633 — 1717) и Софроний Лихуд (1652 — 1730) — греческие православные монахи, первые преподаватели славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Московском государстве. Начало их преподавательской деятельности в Москве в 1685 году ознаменовало окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской» в богословских спорах и политической борьбе того времени в Московской Церкви и при царском Дворе. Никола́й Гаври́лович Спафа́рий (1636, — 1708) — российский дипломат и учёный. Известен своими учёными трудами и посольством в Китай. Владел, помимо румынского, девятью языками: латынью, греческим и древнегреческим, турецким, русским, итальянским, китайским, французским и шведским.Автор ряда работ исторического и богословского характера, а также текста «Царского титулярника». Автор первой российской арифметики «Арифмологион», которую написал как учебное пособие для детей придворных и детей Артамона Матвеева. Первое в географической литературе подробное описание Байкала. Традиционные иконописные приемы художников-новаторов постепенно заменялись более реалистическими. Этот процесс получил яркое отражение в творчестве Симона Ушакова. Если ранние работы выполнены им в древнерусской иконописной манере (две иконы Владимирской Богоматери), то в конце 50-х гг. появились иконы, написанные с учетом знания анатомического строения лица и с использованием светотени («Великий Архиерей Нерукотворный» и др.) В 60 – 70-е гг. художник coздал ряд произведений в смешанном стиле – лики выполнены в новой светотеневой манере, а все остальное – в старой, близкой «строгановскому» письму. Таковы иконы «Древо государства Московского», «Троица» и др. Заметно усилились реалистические тенденции в поздних работах Ушакова.
Н.С. Хрущев – неординарная личность, вошедшая в историю, как самый противоречивый политик-реформатор.
В период хрущёвской “оттепели” была предпринята серьёзная попытка модернизации тоталитарной системы. Восстановили справедливость по отношению к миллионам невинно репрессированных людей. Н.С. Хрущёв задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации.
Эта либерализация нашла свое отражение в расцвете литературы и искусств. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Люди тогда словно проснулись от зимней спячки, открыли глаза, расправили плечи. И зазвучали стихи, песни, в которых мучительные размышления о и светлые мечты о будущем. В развитии культуры в конце 50-х – 60-х гг. проявлялись противоречивые тенденции. Общий подход к культурной среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления не мог не вызвать оживления культурной жизни.
Однако использование старого политического и экономического механизмов в ходе преобразований предопределило их неудачу. Курс Хрущёва характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. После неудач противоречивой, преобразовательной деятельности Н.С. Хрущёва в обществе возник синдром усталости, стремления к устойчивым формам социальной и личной жизни. Общественное хозяйство не достигло уровня развитого социализма, потому, что все реформы 50-60-х гг. носили противоречивый характер. Экономическая ситуация в целом была не благоприятна, снижались темпы экономического роста, нарушалось единство подходов к решению научно-технических проблем, начались закупки зерна за границей, отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда не было преодолено.
Решающую роль в смещении Н.С. Хрущёва в октябре 1964 года сыграла партийно-государственная бюрократия.
см. также
СИМЕО́Н ПО́ЛОЦКИЙ (1629—80) белорус. и рус. обществ. и церк. деятель, поэт, переводчик, публицист, деятель рус. просвещения. Прозвание "Полоцкий" получил по месту рождения. В 1640—50 учился в Киево-Могилянской академии, окончив к-рую, стал преподавателем в Полоцкой Богоявленской братской школе. С 1667 — учитель царевичей Алексея Алексеевича, Федора Алексеевича и царевны Софьи, с 1679 наблюдал за учителем Петра I (Никитой Зотовым), обучал также детей др. знатных лиц. Автор богословского трактата "Жезл правления" (1667), направл. против патриарха Никона и вождей раскола. В 1678 организовал в Кремле типографию. С 1648 начал писать стихи.и др. произведения. Пользовался силлабич. стихом; явился основоположником в рус. лит-ре поэтич. и драм. жанров. Написал «Букварь», «Рифмованную псалтырь», два больших рукописных сборника «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Основоположник русской драматургии .
Иоанникий Лихуд (1633 — 1717) и Софроний Лихуд (1652 — 1730) — греческие православные монахи, первые преподаватели славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Московском государстве.
Начало их преподавательской деятельности в Москве в 1685 году ознаменовало окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской» в богословских спорах и политической борьбе того времени в Московской Церкви и при царском Дворе.
Никола́й Гаври́лович Спафа́рий (1636, — 1708) — российский дипломат и учёный. Известен своими учёными трудами и посольством в Китай. Владел, помимо румынского, девятью языками: латынью, греческим и древнегреческим, турецким, русским, итальянским, китайским, французским и шведским.Автор ряда работ исторического и богословского характера, а также текста «Царского титулярника». Автор первой российской арифметики «Арифмологион», которую написал как учебное пособие для детей придворных и детей Артамона Матвеева. Первое в географической литературе подробное описание Байкала.
Традиционные иконописные приемы художников-новаторов постепенно заменялись более реалистическими. Этот процесс получил яркое отражение в творчестве Симона Ушакова. Если ранние работы выполнены им в древнерусской иконописной манере (две иконы Владимирской Богоматери), то в конце 50-х гг. появились иконы, написанные с учетом знания анатомического строения лица и с использованием светотени («Великий Архиерей Нерукотворный» и др.) В 60 – 70-е гг. художник coздал ряд произведений в смешанном стиле – лики выполнены в новой светотеневой манере, а все остальное – в старой, близкой «строгановскому» письму. Таковы иконы «Древо государства Московского», «Троица» и др. Заметно усилились реалистические тенденции в поздних работах Ушакова.