Идеи в ΧVΙΙΙ веке были наиболее актуальными в духовной сфере во многих странах мира отстаивая свободу народа и человека, все надежды возлагали на мирные преобразования. Они верили, что существующее социальное неравенство произошло от неразумности, невежества людей. Потому своей главной целью объявили народа. Ведь они, по их мнению, по неразумности своей принимали существующие порядки. Благотворное влияние на духовную жизнь казахского народа оказало рас демократической русской культуры и общественной мысли. Под ее воздействием сложилось мировоззрение выдающихся казахских Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Вся их деятельность и творчество ярко свидетельствовали о прогрессивном характере присоединения Казахстана к России, о традиционной и неразрывной дружбе казахов и русских, которая развивалась помимо воли царизма. Высокая тяга казахского народа к знанию и культуре была отчетливо выражена этими его замечательными представителями. В приобщении казахов к передовой культуре они видели единственно верный выход из средневековой темноты, в котором пребывало общество. Крупный казахский Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа, как выдающийся педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков. Ибрай Алтынсарин родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Алтынсаринский район Костанайской области). Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ибраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание. В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа. В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении, (г. Тургай) в которой он назначался учителем русского языка. Открыть школу в глухом городке было делом нелегким: не было средств, не было поддержки областного правления и местных властей. Однако, трудности не остановили Алтынсарина.
кочевая жизнь. хунны, как повествуют китайские , занимались кочевым скотоводством. необозримые просторы центральной азии были наиболее благодатными пастбищами для скота. хунны меняли пастбища в горизонтальном направлении, точнее говоря, являлись кочевниками, перемещающимися из одного места на другое по равнине.
особое значение для хуннов имело коневодство. лошади являлись не просто рабочим скотом, но и были неоценимы в военных действиях и на охоте. ценным питательным продуктом было их мясо и кумыс. для хуннов, которые перемещались вдоль и поперёк по таким пустыням, как алашань и гоби, огромную в качестве рабочего скота оказывали также и верблюды. как и другие кочевники, хунны разводили овец, коз, яков и коров.
общество. основу общества хуннов составляли роды и объединяющие их племена. расселялись роды там, где были удобные пастбища. судя по китайским источникам, поселения хуннов назывались «було» (его можно сравнить с кыргызским словом «бюлё» («семья» родственные племена хуннов располагали свои поселения близко друг к другу, образуя сообщества. у этих племен общими были не только их происхождение, но и обряды и обычаи, религиозные понятия и представления, язык. к сохранению обычаев и верований, отличающих одно племя от другого, стремилась и знать, и простые кочевники, воспитанные на преклонении перед традициями.
общественный строй. в конце iii в. до н. э. происходят большие изменения в хуннском обществе. сохранив многие традиции первобытнообщинного строя, хунны сумели приспособить их к изменившимся условиям жизни.
Идеи в ΧVΙΙΙ веке были наиболее актуальными в духовной сфере во многих странах мира отстаивая свободу народа и человека, все надежды возлагали на мирные преобразования. Они верили, что существующее социальное неравенство произошло от неразумности, невежества людей. Потому своей главной целью объявили народа. Ведь они, по их мнению, по неразумности своей принимали существующие порядки. Благотворное влияние на духовную жизнь казахского народа оказало рас демократической русской культуры и общественной мысли. Под ее воздействием сложилось мировоззрение выдающихся казахских Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Вся их деятельность и творчество ярко свидетельствовали о прогрессивном характере присоединения Казахстана к России, о традиционной и неразрывной дружбе казахов и русских, которая развивалась помимо воли царизма. Высокая тяга казахского народа к знанию и культуре была отчетливо выражена этими его замечательными представителями. В приобщении казахов к передовой культуре они видели единственно верный выход из средневековой темноты, в котором пребывало общество. Крупный казахский Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа, как выдающийся педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков. Ибрай Алтынсарин родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Алтынсаринский район Костанайской области). Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ибраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание. В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа. В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении, (г. Тургай) в которой он назначался учителем русского языка. Открыть школу в глухом городке было делом нелегким: не было средств, не было поддержки областного правления и местных властей. Однако, трудности не остановили Алтынсарина.
кочевая жизнь. хунны, как повествуют китайские , занимались кочевым скотоводством. необозримые просторы центральной азии были наиболее благодатными пастбищами для скота. хунны меняли пастбища в горизонтальном направлении, точнее говоря, являлись кочевниками, перемещающимися из одного места на другое по равнине.
особое значение для хуннов имело коневодство. лошади являлись не просто рабочим скотом, но и были неоценимы в военных действиях и на охоте. ценным питательным продуктом было их мясо и кумыс. для хуннов, которые перемещались вдоль и поперёк по таким пустыням, как алашань и гоби, огромную в качестве рабочего скота оказывали также и верблюды. как и другие кочевники, хунны разводили овец, коз, яков и коров.
общество. основу общества хуннов составляли роды и объединяющие их племена. расселялись роды там, где были удобные пастбища. судя по китайским источникам, поселения хуннов назывались «було» (его можно сравнить с кыргызским словом «бюлё» («семья» родственные племена хуннов располагали свои поселения близко друг к другу, образуя сообщества. у этих племен общими были не только их происхождение, но и обряды и обычаи, религиозные понятия и представления, язык. к сохранению обычаев и верований, отличающих одно племя от другого, стремилась и знать, и простые кочевники, воспитанные на преклонении перед традициями.
общественный строй. в конце iii в. до н. э. происходят большие изменения в хуннском обществе. сохранив многие традиции первобытнообщинного строя, хунны сумели приспособить их к изменившимся условиям жизни.