одна из самых вдохновенных картин серова, полная динамики и жизни, была в свое время так же мало оценена по достоинству, как и другие его работы, признанные сегодня лучшими. она была заказана серову для издательства кнебеля, выпускавшего серию картин-пособий для школьников. он писал его в течение осени и зимы 1907 года. но постепенно темперный набросок развернулся в настоящее монументальное полотно, производящее впечатление гигантской фрески с фигурами в натуральную величину.
в центре композиции изображена фигура «престрашного царя» петра великого. с дубинкой в руке петр шагает по отмели, направляясь к месту стройки своего детища – «санкт-питербурха». голова с развевающимися по ветру волосами и горящие глаза то страшное и властное выражение, которое подчеркивалось современниками.
фигура царя – единственная, прописанная четко и . следом за царем изображены в общих силуэтных формах несколько людей, одетых в иностранные платья, — «знатные мастера всех художеств», которые были «выписаны из-за моря» для строительства новой столицы. сгущено цветистая гамма позволяет воспринимать их как единую толпу и противопоставлять одинокой и самодостаточной фигуре царя.
большую монументальность картине придает необычный ракурс композиции: зритель словно смотрит на изображенных людей снизу вверх. этому способствует низкая линия горизонта и приглушенные цвета. на заднем плане вдали полным ходом идет стройка. на переднем плане – вода. первоначально на ней была изображена большая лодка с гребцами – измученными мужиками в рваных рубахах, которые должны были напоминать зрителю, какой ценой построен великий город. но общее впечатление от картины портилось: лодка вносила что-то от дешевой иллюстрации, а художник стремился к монументальности.
подготовка к изображению царя настолько увлекла серова, что личность петра i стала предметом еще ряда этюдов и рисунков, написанных позже («петр i в монплезире», «петр i верхом», «спуск корабля петром великим», т.н. «кубок большого орла» и
другой вариант.
одет царь с подобающим размахом: дорогой сюртук, добротная обувь, туго набитые всякими нужными вещами карманы, мало ли что может пригодиться в постройке города? фигуру петра не гнет сильный ветер, что говорит о крепости его помыслов. зато его не могут сопротивляться стихии, они согнулись, закутались в дорогие одежды, пытаются не отставать от своего руководителя. то, что погода неспокойная видно и по морю, покрывшемуся мелкой рябью.
на заднем плане уже заметны первые здания, построенные в городе. уже видны шпили некоторых строений. идет строительство судоходных верфей. ведь петр не случайно решил возвести город именно на море. это выгодный и политический центр.
Нам сообщили что персидский царь дарий собирается воевать с грецией. Он прислал своих послов, требующих земли и воды. И вот наши греческие города кроме спарты и афин были готовы смириться с этими требованиями. Мы же решили сражаться за свою свободу. Вот уже стало известно, что персы высаживаются в бухте, откуда можно было легко добраться и до афин. Наши стратеги решили быстро выступить к этой бухте и дать врагу бой. Но спартанцы не могли быстро прийти на ведь их государство находилось от нас больше чем в 200 км, пришлось нам принять одного только города Платеи , который прислал на свои войска. Наш Мильтиад руководил всем сражением. Он расположил войска фалангой, причём центр был не столь укреплённым как фланги. Зато, когда центр подвергался нападению персов, чья армия состояла из многочисленных наёмников, фланги повернули и ударили по противнику, персы были обращены в бегство и быстро садились на свои корабли, много очень много персов около 6000 человек потерял враг, а наши потери не составляли и 200 человек. Но вот Мильтиад разгадал ещё одну загадку , предатели дали сигнал врагу из Афин, что город невооружён и персы на кораблях поплыли, чтобы разграбить и стереть с лица земли наш славный город Войска же наши быстро подошли к городу и пред персами встали их колонны. Персам пришлось отплыть домой. А когда спартанцы прибыли наконец к месту битвы, то они воздали почести павшим и славили победивших. Битва получила название Марафонской, по названию города Марафон , который был расположен совсем недалеко.
описание картины серова в.а. «петр i»
одна из самых вдохновенных картин серова, полная динамики и жизни, была в свое время так же мало оценена по достоинству, как и другие его работы, признанные сегодня лучшими. она была заказана серову для издательства кнебеля, выпускавшего серию картин-пособий для школьников. он писал его в течение осени и зимы 1907 года. но постепенно темперный набросок развернулся в настоящее монументальное полотно, производящее впечатление гигантской фрески с фигурами в натуральную величину.
в центре композиции изображена фигура «престрашного царя» петра великого. с дубинкой в руке петр шагает по отмели, направляясь к месту стройки своего детища – «санкт-питербурха». голова с развевающимися по ветру волосами и горящие глаза то страшное и властное выражение, которое подчеркивалось современниками.
фигура царя – единственная, прописанная четко и . следом за царем изображены в общих силуэтных формах несколько людей, одетых в иностранные платья, — «знатные мастера всех художеств», которые были «выписаны из-за моря» для строительства новой столицы. сгущено цветистая гамма позволяет воспринимать их как единую толпу и противопоставлять одинокой и самодостаточной фигуре царя.
большую монументальность картине придает необычный ракурс композиции: зритель словно смотрит на изображенных людей снизу вверх. этому способствует низкая линия горизонта и приглушенные цвета. на заднем плане вдали полным ходом идет стройка. на переднем плане – вода. первоначально на ней была изображена большая лодка с гребцами – измученными мужиками в рваных рубахах, которые должны были напоминать зрителю, какой ценой построен великий город. но общее впечатление от картины портилось: лодка вносила что-то от дешевой иллюстрации, а художник стремился к монументальности.
подготовка к изображению царя настолько увлекла серова, что личность петра i стала предметом еще ряда этюдов и рисунков, написанных позже («петр i в монплезире», «петр i верхом», «спуск корабля петром великим», т.н. «кубок большого орла» и
другой вариант.
одет царь с подобающим размахом: дорогой сюртук, добротная обувь, туго набитые всякими нужными вещами карманы, мало ли что может пригодиться в постройке города? фигуру петра не гнет сильный ветер, что говорит о крепости его помыслов. зато его не могут сопротивляться стихии, они согнулись, закутались в дорогие одежды, пытаются не отставать от своего руководителя. то, что погода неспокойная видно и по морю, покрывшемуся мелкой рябью.
на заднем плане уже заметны первые здания, построенные в городе. уже видны шпили некоторых строений. идет строительство судоходных верфей. ведь петр не случайно решил возвести город именно на море. это выгодный и политический центр.
Нам сообщили что персидский царь дарий собирается воевать с грецией. Он прислал своих послов, требующих земли и воды. И вот наши греческие города кроме спарты и афин были готовы смириться с этими требованиями. Мы же решили сражаться за свою свободу. Вот уже стало известно, что персы высаживаются в бухте, откуда можно было легко добраться и до афин. Наши стратеги решили быстро выступить к этой бухте и дать врагу бой. Но спартанцы не могли быстро прийти на ведь их государство находилось от нас больше чем в 200 км, пришлось нам принять одного только города Платеи , который прислал на свои войска. Наш Мильтиад руководил всем сражением. Он расположил войска фалангой, причём центр был не столь укреплённым как фланги. Зато, когда центр подвергался нападению персов, чья армия состояла из многочисленных наёмников, фланги повернули и ударили по противнику, персы были обращены в бегство и быстро садились на свои корабли, много очень много персов около 6000 человек потерял враг, а наши потери не составляли и 200 человек. Но вот Мильтиад разгадал ещё одну загадку , предатели дали сигнал врагу из Афин, что город невооружён и персы на кораблях поплыли, чтобы разграбить и стереть с лица земли наш славный город Войска же наши быстро подошли к городу и пред персами встали их колонны. Персам пришлось отплыть домой. А когда спартанцы прибыли наконец к месту битвы, то они воздали почести павшим и славили победивших. Битва получила название Марафонской, по названию города Марафон , который был расположен совсем недалеко.