потому что россия и пруссия не хотели усиления речи посполитой. право "либерум вето" сохраняло бессилие короля и сейма, но обеспечивало независимость магнатов, которые часто сотрудничали с другими странами в ущерб интересам речи посполитой.
«свободное вето» (лат. liberum veto) — принцип парламентского устройства в речи посполитой, который позволял любому депутату сейма прекратить обсуждение вопроса в сейме и работу сейма вообще, выступив против.
истоком этого принципа стала традиция единодушного принятия решений в сейме, где каждый шляхтич представлял свою область, был избран местным сеймиком и нёс перед ним ответственность за все решения сейма, а также федеративного характера самого польско-литовского государства. решение, принятое большинством против желания меньшинства (даже если это был только один сеймик) считали нарушением принципа политического равенства. кроме того, для обоснования указанного принципа ссылались на закон nihil novi (так называемая радомская конституция) , который запрещал королям принимать новые законы без согласия шляхты.
обычно считается, что впервые этим правом воспользовался и прекратил работу сейма представитель троков владислав сициньский в 1652 г. но это мнение ошибочно в действительности, он только наложил вето на продолжение дебатов в сейме вне установленного законом срока. только в 1669 году в кракове работа сейма была прекращена на основании liberum veto, наложенного представителем киева олизаром.
в первой половине xviii века, эта практика становится все более и более обычной для сессий сейма, которые прекращались в соответствии с liberum veto. соседи речи посполитой: россия и пруссия сочли это удобным инструментом для ослабления польши
после 1764 г. liberum veto практически не применялось: принцип единодушия не препятствовал работе конфедеративных сеймов. депутаты в начале сессии формировали «конфедерацию» (польск. konfederacja), чтобы предотвратить её остановку работы сейма в соответствии с liberum veto.
liberum veto было 3 мая 1791 года; конституция (принятая конфедеративным четырёхлетним сеймом) установила принцип большинства.
достижения той конституции, однако — призванной стать первой современной кодифицированной конституцией европы — были аннулированы другим, конфедеративным сеймом, собранным в гродно в 1793 г. этот сейм, под принуждением россии и пруссии, ратифицировал предпоследний, второй раздел речи посполитой.
19-20 век для до середины xix века были характерны две особенности: громадные колониальные владения и монопольное положение на международном рынке. главными особенностями развития конца xix – начала xx века стали: — утрата промышленного первенства и господства на мировом рынке; — рост капиталистических монополий, особенно колониальных и военно-промышленных; — создание мощных банков и финансовой олигархии; — возрастание роли экспорта капитала, в том числе в пределы британской империи (колонии) и в зависимые страны; — превращение колониальной монополии в решающий фактор и политического положения во всемирном хозяйстве. под действием закона неравномерности и политического развития капитализма ускорился рост молодых капиталистических государств – конкурентов в области промышленного производства, особенно сша и германии, создавших свою промышленность на более высокой технической основе. вначале они стали вытеснять товары с собственных внутренних рынков. одновременно на мировом рынке начинается использование методов бросовых цен – «демпинга» (особенно германией). иностранная конкуренция прежде всего отрицательно сказалась на тяжелой промышленности. по абсолютным размерам производство еще росло, но стало отставать по темпам и развитию техники. если в 1870 году по производству чугуна превосходила германию более чем в четыре раза, сша – в три раза, то в 1913 году она уже уступала сша в три раза, германии – в два раза. на отрицательно сказались кризисы перепроизводства 1873 и 1882 гг. и продолжительная депрессия, а также затяжной аграрный кризис начала 70-х – середины 90-х годов xix века, вызванный притоком в европу американского хлеба. последнее явилось результатом технической революции на морском транспорте, удешевившей доставку хлеба. аграрный кризис в протекал острее, чем в других странах из-за высокой абсолютной ренты в силу существования огромных частных владений земельной аристократии. цены на хлеб резко упали. что касается промышленной буржуазии, то она, заинтересованная в дешевом привозном сырье и продукции, была против аграрного протекционизма. в итоге зависимость от внешних рынков и ввоза продукции увеличилась. конкуренция, концентрация производства вели к возникновению монополий. однако процесс шел медленно и противоречиво, характеризуясь неравномерностью развития между новыми и старыми отраслями и предприятиями. старые отрасли использовали устаревшее оборудование, имели высокие издержки производства, для них более выгодным был вывоз капитала и помещение его в доходные отрасли (военную и ). в то же время происходило ускорение централизации капитала. в 1863 году существовало 639 акционерных компаний, а в конце xix века ежегодно их образовывалось до 4000. первые монополии возникли в новых отраслях – -германский трест взрывчатых веществ «динамит-нобель» (1886 год) и трест «юнайтед алкали» (1890 год). к 1890 г. действовало около 30 картелей (в три раза меньше, чем в германии) в писчебумажной, ковровой, стекольной промышленности. несколько крупных фирм складывается в тяжелой промышленности. потеряв промышленную монополию, и в начале 20 века сохраняла первенство в некоторых отраслях. к примеру, в кораблестроении в 1913 году она производила 58% всех судов в мире (1896-78% вроди бы так
потому что россия и пруссия не хотели усиления речи посполитой. право "либерум вето" сохраняло бессилие короля и сейма, но обеспечивало независимость магнатов, которые часто сотрудничали с другими странами в ущерб интересам речи посполитой.
«свободное вето» (лат. liberum veto) — принцип парламентского устройства в речи посполитой, который позволял любому депутату сейма прекратить обсуждение вопроса в сейме и работу сейма вообще, выступив против.
истоком этого принципа стала традиция единодушного принятия решений в сейме, где каждый шляхтич представлял свою область, был избран местным сеймиком и нёс перед ним ответственность за все решения сейма, а также федеративного характера самого польско-литовского государства. решение, принятое большинством против желания меньшинства (даже если это был только один сеймик) считали нарушением принципа политического равенства. кроме того, для обоснования указанного принципа ссылались на закон nihil novi (так называемая радомская конституция) , который запрещал королям принимать новые законы без согласия шляхты.
обычно считается, что впервые этим правом воспользовался и прекратил работу сейма представитель троков владислав сициньский в 1652 г. но это мнение ошибочно в действительности, он только наложил вето на продолжение дебатов в сейме вне установленного законом срока. только в 1669 году в кракове работа сейма была прекращена на основании liberum veto, наложенного представителем киева олизаром.
в первой половине xviii века, эта практика становится все более и более обычной для сессий сейма, которые прекращались в соответствии с liberum veto. соседи речи посполитой: россия и пруссия сочли это удобным инструментом для ослабления польши
после 1764 г. liberum veto практически не применялось: принцип единодушия не препятствовал работе конфедеративных сеймов. депутаты в начале сессии формировали «конфедерацию» (польск. konfederacja), чтобы предотвратить её остановку работы сейма в соответствии с liberum veto.
liberum veto было 3 мая 1791 года; конституция (принятая конфедеративным четырёхлетним сеймом) установила принцип большинства.
достижения той конституции, однако — призванной стать первой современной кодифицированной конституцией европы — были аннулированы другим, конфедеративным сеймом, собранным в гродно в 1793 г. этот сейм, под принуждением россии и пруссии, ратифицировал предпоследний, второй раздел речи посполитой.