Основная причина – проведение патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем церковной реформы, которая была призвана унифицировать все обряды, писания, молитвы и прочие церковные тексты на территории всей страны. Можно сказать, что это был спор между греческой версией и русской (считалось старообрядчеством). Но многие историки сходятся к тому, что Алексей Михайлович хотел наследовать византийский престол (как наследник веры), а также это было выгодно Ватикану, чтобы популяризовать католичество на Востоке.
Итоги - реформа принята по новому греческому образцу (с добавлением барокко) - старообрядцы подвергались гнету - все несогласные с реформой были в заключении в Сибири и лишены санов.
Значение
Алексею Михайловичу так и не удалось наследовать византийский престол. На старообрядцев совершались гонения все оставшееся время, исключая современный этап развития государства, однако, РПЦ до сих считает старообрядцев «нехристями».
Местничество — в средневековой Руси: порядок распределения служебных мест с учётом происхождения и служебного положения предков лица. Местничество было отменено приговором Земского Собора 1682 года при царе Федоре Алексеевиче.
Формирование государственного аппарата с конца XV века осуществлялось по принципу местничества, в значительной степени воспринятому из польско-литовского законодательства.
Система местничества была основана на критериях знатности происхождения (чем выше стояли предки претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять) . Эта практика превращала боярство в замкнутую корпорацию, подменяла общесоциальные интересы сословными.
Помимо знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента внутри своего рода. Старшие в роду имели преимущество. Имели значение и заслуги предков — сын боярина, проявившего себя на службе имел приоритет перед своим же двоюродным братом, чей отец никаким образом себя не прославил.
Местнический порядок затруднял подбор служилых людей, поэтому с середины XVI века некоторые назначения на должности производились прямыми указами Ивана IV. Вместе с тем местничество консолидации аристократии и превращению её в элиту общества.
Даже приглашённые к царскому столу, бояре сидели в соответствии со своими титулами. Между аристократами часто возникали «местнические споры» — кто знатнее, кто имеет право на должность? Эти споры разрешал, как правило, сам царь с участием чиновников Разрядного приказа.
В 1682 году система местничества была отменена приговором Земского Собора, как являющая собой пережиток
Основная причина – проведение патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем церковной реформы, которая была призвана унифицировать все обряды, писания, молитвы и прочие церковные тексты на территории всей страны. Можно сказать, что это был спор между греческой версией и русской (считалось старообрядчеством). Но многие историки сходятся к тому, что Алексей Михайлович хотел наследовать византийский престол (как наследник веры), а также это было выгодно Ватикану, чтобы популяризовать католичество на Востоке.
Сподвижники и противники раскола
Сподвижники: Алексей Михайлович, патриарх Никон
Противники: протопоп Аввакум, протопоп Лонгин Муромский, епископ Павел Коломенский, Даниил Костромской, поп Лазарь Романовский, дьякон Фёдор, инок Епифаний, поп Никита Добрынин Пустосвят.
Итоги
- реформа принята по новому греческому образцу (с добавлением барокко)
- старообрядцы подвергались гнету
- все несогласные с реформой были в заключении в Сибири и лишены санов.
Значение
Алексею Михайловичу так и не удалось наследовать византийский престол. На старообрядцев совершались гонения все оставшееся время, исключая современный этап развития государства, однако, РПЦ до сих считает старообрядцев «нехристями».
Формирование государственного аппарата с конца XV века осуществлялось по принципу местничества, в значительной степени воспринятому из польско-литовского законодательства.
Система местничества была основана на критериях знатности происхождения (чем выше стояли предки претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять) . Эта практика превращала боярство в замкнутую корпорацию, подменяла общесоциальные интересы сословными.
Помимо знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента внутри своего рода. Старшие в роду имели преимущество. Имели значение и заслуги предков — сын боярина, проявившего себя на службе имел приоритет перед своим же двоюродным братом, чей отец никаким образом себя не прославил.
Местнический порядок затруднял подбор служилых людей, поэтому с середины XVI века некоторые назначения на должности производились прямыми указами Ивана IV. Вместе с тем местничество консолидации аристократии и превращению её в элиту общества.
Даже приглашённые к царскому столу, бояре сидели в соответствии со своими титулами. Между аристократами часто возникали «местнические споры» — кто знатнее, кто имеет право на должность? Эти споры разрешал, как правило, сам царь с участием чиновников Разрядного приказа.
В 1682 году система местничества была отменена приговором Земского Собора, как являющая собой пережиток