2) Общие- и Филарет и Никон строили соборы и монастыри,печатали книги.
Различия- Филарет укреплял позиции церкви .Никон же,проведя реформу ,расколол церковь и людей простых на старообрядцев и тех,кто поддерживал новизну. Никон хотел переустроить церковь по греческому образцу. Филарет просто поддерживал с греками связь.Филарет не допускал никаких влияний со стороны западных церквей(ни греческой ,ни католической
3) в
4)Основные решения церковного собора 1666-1667 гг.:
- Отстранил Никона
- Избрал Иоасафа
-Собор одобрил книги новой печати
-Утверждает новые обряды и чины
-Наложил страшные проклятия и анафемы на старые книги и обряды
-Двуперстие собор объявил еретическим, а троеперстие утвердил.
-Проклял тех, кто в символе веры исповедует Духа Святаго Истинным.
Значение:
-Все это привело к трагическому расколу Церкви
-Тысячи крестьян и жителей посада бежали на Север, в Заволжье, на Урал, там основывали старообрадческие поселения.
-Соловецкое восстание 1668-1676 гг.
-Идеологический кризис
5) Основные направления церковной реформы патриарха Никона
Начнем с того, что церковная реформа патриарха Никона была необходима для того, чтобы ликвидировать церковные книги, которые были переписаны с ошибками. Вместе с тем, церковные книги были переписаны и не имеют унифицированного вида, и в целом, обряды вызывали сомнения в своей необходимости.
Целью патриарха была унификация всех церковных текстов по греческому образцу. Отсюда берет свое начало церковный раскол – православные верующие делятся на старообрядцев, кто верует и практикует старорусские обряды – были объявлены РПЦ еретиками – и остальные, кто принимал равнение на византийский образ.
В ходе реформы Никон выполнил как минимум 5 мероприятий:
1) Богослужебные книги и переводы подвергались редактуре, приведшей даже к изменению формулировок и символов (к Сыну Божиему обращались в будущем времени)
2) Земные поклоны были отменены
3) Двуперстное крестное знамение было заменено на трехперстное
4) Крестные ходы совершались в направлении «против солнца»
5) Трегубая аллилуйа
6) Число просфор изменилась, и на них появилась печать
В соответствии с этим, мы можем выделить несколько направлений: 1) редактура книг; 2) изменение обрядов и традиций.
1.Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»). 2.Замена двуперстного крёстного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились». 3.Крёстные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь). 4.Возглас «аллилуйя» во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая). 5.Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.
1) Патриарх Филарет
2) Общие- и Филарет и Никон строили соборы и монастыри,печатали книги.
Различия- Филарет укреплял позиции церкви .Никон же,проведя реформу ,расколол церковь и людей простых на старообрядцев и тех,кто поддерживал новизну. Никон хотел переустроить церковь по греческому образцу. Филарет просто поддерживал с греками связь.Филарет не допускал никаких влияний со стороны западных церквей(ни греческой ,ни католической
3) в
4)Основные решения церковного собора 1666-1667 гг.:
- Отстранил Никона
- Избрал Иоасафа
-Собор одобрил книги новой печати
-Утверждает новые обряды и чины
-Наложил страшные проклятия и анафемы на старые книги и обряды
-Двуперстие собор объявил еретическим, а троеперстие утвердил.
-Проклял тех, кто в символе веры исповедует Духа Святаго Истинным.
Значение:
-Все это привело к трагическому расколу Церкви
-Тысячи крестьян и жителей посада бежали на Север, в Заволжье, на Урал, там основывали старообрадческие поселения.
-Соловецкое восстание 1668-1676 гг.
-Идеологический кризис
5) Основные направления церковной реформы патриарха Никона
Начнем с того, что церковная реформа патриарха Никона была необходима для того, чтобы ликвидировать церковные книги, которые были переписаны с ошибками. Вместе с тем, церковные книги были переписаны и не имеют унифицированного вида, и в целом, обряды вызывали сомнения в своей необходимости.
Целью патриарха была унификация всех церковных текстов по греческому образцу. Отсюда берет свое начало церковный раскол – православные верующие делятся на старообрядцев, кто верует и практикует старорусские обряды – были объявлены РПЦ еретиками – и остальные, кто принимал равнение на византийский образ.
В ходе реформы Никон выполнил как минимум 5 мероприятий:
1) Богослужебные книги и переводы подвергались редактуре, приведшей даже к изменению формулировок и символов (к Сыну Божиему обращались в будущем времени)
2) Земные поклоны были отменены
3) Двуперстное крестное знамение было заменено на трехперстное
4) Крестные ходы совершались в направлении «против солнца»
5) Трегубая аллилуйа
6) Число просфор изменилась, и на них появилась печать
В соответствии с этим, мы можем выделить несколько направлений: 1) редактура книг; 2) изменение обрядов и традиций.
1.Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).
2.Замена двуперстного крёстного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».
3.Крёстные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
4.Возглас «аллилуйя» во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
5.Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.