— Допрос под пыткой (римских граждан пытать было нельзя...).
использования рабов в римском обществе:
— Прислуживание в доме ("городская фамилия");
— Производство продуктов питания ("сельская фамилия");
— Участие в боях гладиаторов;
— Работа в ремесленных мастерских и на рудниках;
— Актерская игра в театре.
Примечание: участие в гладиаторских боях было одновременно наказанием и занятием. Часто военнопленных убивали на арене, вручая меч и выставляя против профессиональных гладиаторов (прекрасно показано это в первом эпизоде сериала "Спартак: кровь и песок"). Также часто приговаривали к смерти на арене преступников, отравителей (отдавали на растерзание диким зверям, которых потом добивали гладиаторы-бестиарии), поджигателей (т.н. tunica molesta, пропитанные смолой одежды, которых поджигали на казнимых, освещая ночные бесчинства императора Нерона на арене), представителей религий, объявленных римским правом "врагами человечества" (была и такая формула), оскорбители цезарского величества... Часто преступников заставляли участвовать в театрализованных представлениях, где в конце пьесы, действительно, наступала смерть "актера" ("смерть Дирцеи", при которой к рогам бешеного быка привязывали обнаженных молодых девушек, или исторический эпизод с Муцием Сцеволой, где такому несчастному живьем отжигали руку...). Но раб мог попасть в гладиаторы и безо всякой вины (впрочем, понятие "вина" здесь условное, ибо раб в древнеримской государстве не был объектом права и не признавался государством...). Его могли продать на арену — так образовывался корпус профессиональных гладиаторов. Кроме того, гладиатором мог стать даже свободный гражданин. Разумеется, после такого позорного, по меркам римского общества, решения (его отдаленно можно сравнить разве что со снимками в порнографическом фильме в наши дни...) наступала гражданская смерть такого человека и он автоматически превращался в раба...
Петербург – настоящий «европеец» в России, что при его застройке широко использовался западный опыт планировки и строительства. Творения Трезини, Растрелли, Кваренги, де Томона во многом определили исторический облик города. Именно в XVIII веке, во времена царствования Елизаветы и Екатерины II, Петербург возвышался над Москвой своим столичным великолепием. В XIX веке различие образов Москвы и Петербурга всерьез заинтересовало русскую творческую элиту. Неоднократно обращался к этой теме Пушкин («Путешествия из Москвы в Петербург»), Герцен («Москва и Петербург»). Гоголь в «Петербургских записках 1836 года» пишет: «Она (Москва) еще до сих пор русская борода, а он (Петербург) уже аккуратный немец».В первой половине XIX века Петербург обогнал Москву по количеству жителей .Петербург: 1.Елизаветинское барокко.У столичной знати появилась тяга к роскоши, величию, парадности и пышности. 2.Классицизм.«Ранний классицизм» в Петербурге датируется 1760 - 1780 годами. Этот временной интервал в истории России называют «просвещённым абсолютизмом», что подчеркивает противоречивость правления Екатерины Великой. Ранний классицизм в стране воплощал идеи гармонической упорядоченности, простоты и величия европейской страны. Москва: в 18 веке в Московской архитектуре можно было увидеть здания, в которых одновременно сочетались особенности и российской, и западной культуры, в одном месте отпечатывалось Средневековье и Новое время. В первой половине XVIII века в Москве были построены такие известные здания, как Меншикова башня, а также разрушенные впоследствии Красные ворота. Наиболее значительные достижения в московской архитектуре второй половины XVIII века связаны с работами таких архитекторов, как Василий Баженов и Матвей Казаков. Оба они известны прежде всего по архитектурному комплексу в Царицыно и Петровскому замку. Баженов построил знаменитый Пашков дом. По проектам Казакова построены Благородное собрание, дворец генерал-губернатора, здание Сената в Московском Кремле, дом Елисеева и многие другие московские здания.
Источники рабства:
— Неуплата налогов жителями провинций;
— Захват в плен на войне;
— Захват пиратами или разбойниками;
— Рождение в семье раба.
Характеристика положения рабов:
— Распятие на кресте;
— Возможность выкупиться из рабства;
— Участие в боях гладиаторов;
— Допрос под пыткой (римских граждан пытать было нельзя...).
использования рабов в римском обществе:
— Прислуживание в доме ("городская фамилия");
— Производство продуктов питания ("сельская фамилия");
— Участие в боях гладиаторов;
— Работа в ремесленных мастерских и на рудниках;
— Актерская игра в театре.
Примечание: участие в гладиаторских боях было одновременно наказанием и занятием. Часто военнопленных убивали на арене, вручая меч и выставляя против профессиональных гладиаторов (прекрасно показано это в первом эпизоде сериала "Спартак: кровь и песок"). Также часто приговаривали к смерти на арене преступников, отравителей (отдавали на растерзание диким зверям, которых потом добивали гладиаторы-бестиарии), поджигателей (т.н. tunica molesta, пропитанные смолой одежды, которых поджигали на казнимых, освещая ночные бесчинства императора Нерона на арене), представителей религий, объявленных римским правом "врагами человечества" (была и такая формула), оскорбители цезарского величества... Часто преступников заставляли участвовать в театрализованных представлениях, где в конце пьесы, действительно, наступала смерть "актера" ("смерть Дирцеи", при которой к рогам бешеного быка привязывали обнаженных молодых девушек, или исторический эпизод с Муцием Сцеволой, где такому несчастному живьем отжигали руку...). Но раб мог попасть в гладиаторы и безо всякой вины (впрочем, понятие "вина" здесь условное, ибо раб в древнеримской государстве не был объектом права и не признавался государством...). Его могли продать на арену — так образовывался корпус профессиональных гладиаторов. Кроме того, гладиатором мог стать даже свободный гражданин. Разумеется, после такого позорного, по меркам римского общества, решения (его отдаленно можно сравнить разве что со снимками в порнографическом фильме в наши дни...) наступала гражданская смерть такого человека и он автоматически превращался в раба...
1.Елизаветинское барокко.У столичной знати появилась тяга к роскоши, величию, парадности и пышности.
2.Классицизм.«Ранний классицизм» в Петербурге датируется 1760 - 1780 годами. Этот временной интервал в истории России называют «просвещённым абсолютизмом», что подчеркивает противоречивость правления Екатерины Великой. Ранний классицизм в стране воплощал идеи гармонической упорядоченности, простоты и величия европейской страны.
Москва:
в 18 веке в Московской архитектуре можно было увидеть здания, в которых одновременно сочетались особенности и российской, и западной культуры, в одном месте отпечатывалось Средневековье и Новое время. В первой половине XVIII века в Москве были построены такие известные здания, как Меншикова башня, а также разрушенные впоследствии Красные ворота.
Наиболее значительные достижения в московской архитектуре второй половины XVIII века связаны с работами таких архитекторов, как Василий Баженов и Матвей Казаков. Оба они известны прежде всего по архитектурному комплексу в Царицыно и Петровскому замку. Баженов построил знаменитый Пашков дом. По проектам Казакова построены Благородное собрание, дворец генерал-губернатора, здание Сената в Московском Кремле, дом Елисеева и многие другие московские здания.