Вопрос о национальной идее России имеет длительную историю. Он столь же важен для страны, как вопрос о смысле жизни для каждого человека. Без ответа на вопрос о национальной идеи государства, его цели, ценностях, жизненная энергия, успех становятся малоосязаемыми и труднодостижимыми. Современная Россия особо остро сталкивается с этим вопросом в двух аспектах. Во-первых, во внешнем мире: что есть национальная идея современной России, зачем она в мировой истории, каков ее современный вклад в развитие мира, как осуществляется поиск национальной идеи России? Этот вопрос сродни поискам «русской идеи», волновавшим многих русских мыслителей, начиная с Достоевского, Соловьева, Бердяева. Во-вторых, чтобы говорить о смысле жизни, нужно, чтобы жизнь была! Чтобы говорить о России, ее миссии и предназначенности, необходимо, чтобы Россия существовала! Получается даже, что это не «во-вторых», а «во-первых»! В ХХ веке Россия как государственность была разрушена дважды. В современности многое указывает на очередную угрозу этого уровня, на угрозу национальной идеи именно современной России.В коллективной монографии на основе мультидисциплинарного научного подхода, логико-философского и математического моделирования успешности страны, в качестве показателя ее жизне проанализирована специфика России как цивилизации, как государства, как страны, как человеческого сообщества, как государства устремленного в будущее. Показана связь качества конкретного многофакторного государственного управления, общественной активности и успешности страны в целом. Выявлены специфические ключи к успеху России, отличающиеся от таковых для иных государств-цивилизаций. Показано, что современная социально-экономическая и политическая модель страны мало совместима с жизне России, национальная идея государства - отсутствует.«Модель страны», «успешность страны» вводятся как базовые категории в научно формализованном пространстве функций цели и множества независимых параметров государственного управления, управленческого выбора. Установлена связь Основного закона (Конституции) России, программирующего развитие страны, с реальными ее достижениями и вызовами. По результатам исследования предложены научный макет новой Конституции России, Доктрина безопасности и развития России и производная от этих базовых документов система нормативно-правовых актов, институциональных, социально-экономических, региональных, финансовых, внешнеполитических и гуманитарных принципов жизнеустройства России.
Александр невский (1220—1263) — сын ярослава всеволодовича, внук всеволода большое гнездо. князь новгородский (1236—1251), великий князь владимирский (с 1252 года). после разгрома шведских военных отрядов биргера в устье невы в 1240 году стал именоваться невским. 5 апреля 1242 года на льду чудского озера разгромил войска ливонского ордена, обеспечив независимость северо-западной руси от иноземцев. будучи великим князем владимирским, принимал меры по предотвращению разорительных набегов монголо-татар на русь. был канонизирован православной церковью как воин-избавитель, выступавший также и против введения католичества в северо-западных землях. евпаттий коловратий — легендарный богатырь, рязанский боярин. в 1237 году с «полком» в 1700 человек нанес поражение монголо-татарам на суздальской земле. убит в бою. воспет в «повести о разорении рязани батыем». даниил александрович (1261—1303) — младший сын александра невского. великий князь московский. при нем московское княжество выделилось из владимирского в качестве самостоятельного, основал данилов монастырь. канонизирован православной церковью. иван данилович калита (1296—1341) — сын даниила александровича. великий князь московский (с 1325 года) и великий князь владимирский (с 1328 года). оказав орде в подавлении тверского восстания в 1327 году, получил ярлык на княжение в костроме. в 1332 году получил основную часть великокняжеских владений. значительно пополнил казну. расширяя территорию московского княжества, повышая его влияние и авторитет, иван калита заложил основы для последующего превращения москвы в центр собирания земель и борьбы против монголо-татарского ига. сергий радонежский (около 1321—1391) — основатель и игумен троице-сергиева монастыря. инициатор введения общежитийного устава в монастырях. активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя дмитрия донского. источник: