Современный мир все чаще обращает свои взоры назад, в историческое пытаясь узнать тайны зарождения культуры, речи, письменности и религии наших предков. Открыв неизведанный исторический след и постигнув тайны истории, можно лучше понять себя и окружающий мир. Сотни вопросов, каждый день зарождающихся, находят свое решение, а некоторые — навсегда остаются загадкой истории. Одним из таких вопросов, важным, интересным и поистине захватывающим для изучения.
Истоки письменности или материал для письма в древней Руси
Раскопки проведенные в Новгороде показали несколько необычных предметов, которые принято называть в современной литературе церами. Все предметы, найденные во время раскопок, датируются начиная с 10 века и по 13 век включительно. Такая историческая протяжность говорит о том, что церы использовались в качестве материала для письма, но не часто. Ведь во время раскопок найдено всего 11 экземпляров.
Цера — деревянная дощечка небольшого размера выпуклая по краям и заполненная воском. Чаще всего церы имели прямоугольную форму. Воск, используемый для заливки таблички, применяли черного цвета, как самый доступный по цене, реже использовался воск другого цвета. Чтобы воск надежно закрепился на дереве, внутреннюю поверхность подготовленной формы покрывали насечками. Самым востребованным размером пластин был 9-12 см, такие таблички можно было носить с собой. По краям каждой исписанной церы делалось отверстие для кожаного ремня, которое потом использовалось для соединения пластин между собой.
Писали на церах также не обычно, приходилось выцарапывать тексты на воске, а при необходимости — стирать их и писать новые тексты.Дохристианской письменностью, которая использовалась для письма, иногда и на церах, была примитивная руническая письменность — «черты и резы». Непонятные символы и знаки, составляющие это письмо, почти не сохранились до наших дней.
Более распространенное использование, начиная с IX века, получила привычная нам кириллица. Именно кириллицей писали ученики в княжеских школах, оттачивая свае мастерство на церах, изучая основы письменности и алфавит.
Хотя маршруты Шелкового пути менялись, можно выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад:
– южная дорога – от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию;
– северная дорога – от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря.
Между южной и северной дорогой было несколько соединяющих и промежуточных маршрутов. С течением времени сеть коммуникаций становилась все более густой, включала все больше ответвлений. Основные маршруты сдвигались то на северную, то на южную дорогу. Величайшая мировая торговая коммуникация на Евразийском континенте насчитывает несколько тысячелетий, но именно с конца 2 в. до н.э. можно говорить о функционировании ВШП как сквозного маршрута от Китая до Индии, Ближнего Востока и Европы. Дорога была обустроена с учётом технических достижений того времени, трудные участки трассы поддерживались в хорошем состоянии, в безводных пустынях были сооружены хранилища с водой, через реки перекинуты мосты, вдоль дорог устанавливались указатели (башни, столбы). С учётом торговых интересов, отдыха, погодных условий путешествие растягивалось на несколько лет. Вдоль ВШП сооружались караван – сараи, окружённые крепостными стенами. Караван - сараи содержали товарищества купцов, соплеменники останавливались в одном месте. Здесь не только отдыхали, но и заключали торговые сделки.
Истоки письменности или материал для письма в древней Руси
Раскопки проведенные в Новгороде показали несколько необычных предметов, которые принято называть в современной литературе церами. Все предметы, найденные во время раскопок, датируются начиная с 10 века и по 13 век включительно. Такая историческая протяжность говорит о том, что церы использовались в качестве материала для письма, но не часто. Ведь во время раскопок найдено всего 11 экземпляров.
Цера — деревянная дощечка небольшого размера выпуклая по краям и заполненная воском. Чаще всего церы имели прямоугольную форму. Воск, используемый для заливки таблички, применяли черного цвета, как самый доступный по цене, реже использовался воск другого цвета. Чтобы воск надежно закрепился на дереве, внутреннюю поверхность подготовленной формы покрывали насечками. Самым востребованным размером пластин был 9-12 см, такие таблички можно было носить с собой. По краям каждой исписанной церы делалось отверстие для кожаного ремня, которое потом использовалось для соединения пластин между собой.
Писали на церах также не обычно, приходилось выцарапывать тексты на воске, а при необходимости — стирать их и писать новые тексты.Дохристианской письменностью, которая использовалась для письма, иногда и на церах, была примитивная руническая письменность — «черты и резы». Непонятные символы и знаки, составляющие это письмо, почти не сохранились до наших дней.
Более распространенное использование, начиная с IX века, получила привычная нам кириллица. Именно кириллицей писали ученики в княжеских школах, оттачивая свае мастерство на церах, изучая основы письменности и алфавит.
– южная дорога – от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию;
– северная дорога – от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря.
Между южной и северной дорогой было несколько соединяющих и промежуточных маршрутов. С течением времени сеть коммуникаций становилась все более густой, включала все больше ответвлений. Основные маршруты сдвигались то на северную, то на южную дорогу. Величайшая мировая торговая коммуникация на Евразийском континенте насчитывает несколько тысячелетий, но именно с конца 2 в. до н.э. можно говорить о функционировании ВШП как сквозного маршрута от Китая до Индии, Ближнего Востока и Европы. Дорога была обустроена с учётом технических достижений того времени, трудные участки трассы поддерживались в хорошем состоянии, в безводных пустынях были сооружены хранилища с водой, через реки перекинуты мосты, вдоль дорог устанавливались указатели (башни, столбы). С учётом торговых интересов, отдыха, погодных условий путешествие растягивалось на несколько лет. Вдоль ВШП сооружались караван – сараи, окружённые крепостными стенами. Караван - сараи содержали товарищества купцов, соплеменники останавливались в одном месте. Здесь не только отдыхали, но и заключали торговые сделки.