В Московский период заметны несколько тенденций в развитии культуры: 1. Происходит дифференциация культуры – появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения. 2. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ней светских элементов. 3. Русская культура распространяется вширь, возникает проблема взаимодействия с другими культурами в рамках формирующегося многонационального государства. 4. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной сфере. 5. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также подконтрольную государству. Для развития просвещения огромное значение имело появление книгопечатания. Первой русской книгой считается «Апостол», который был напечатан в 1564 г. в типографии Ивана Федорова, русского первопечатника. В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церковные книги. Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. (В Европе университеты появились в XI-XIII в.). Культура московского царства в 16-17 вв.
1. Происходит дифференциация культуры – появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.
2. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ней светских элементов.
3. Русская культура распространяется вширь, возникает проблема взаимодействия с другими культурами в рамках формирующегося многонационального государства.
4. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной сфере.
5. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также подконтрольную государству.
Для развития просвещения огромное значение имело появление книгопечатания. Первой русской книгой считается «Апостол», который был напечатан в 1564 г. в типографии Ивана Федорова, русского первопечатника.
В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церковные книги. Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. (В Европе университеты появились в XI-XIII в.).
Культура московского царства в 16-17 вв.