Конец XVIII — начало XIX в. был временем больших политических изменений и социальных преобразований в Украине, вызванных прежде всего новой геополитической ситуацией в Центральной и Восточной Европе. В конце XVIII в. перестала существовать Речь Посполитая, в состав которой входила значительная часть украинских земель. На южных границах исчезло Крымское ханство, с конца XV в. составляло постоянную военную угрозу для пидсоння украинских этнических земель. Вследствие этих изменений исчезли государства, которые традиционно заметно влияли на развитие событий в Украине в позднее средневековье и раннемодерную сутки. В новейшее время украинские земли выступили в новой политической конфигурации: после первого раздела Польши (1772) в состав Австрийской империи были включены Галичина, часть Волыни и Подолья; в 1774 г. после очередной войны с Турцией, Россия присоединила к себе Крым и пивничнонадчорноморськи степи; в 1775 г. до Австрии была присоединена Буковина, которая была частью Османской империи, после второго раздела Польши (1793) к Российской империи перешла Правобережная Украина (Киевщина, Волынь, Подолье), после третьего раздела (1795) — Берестейщина.
Кормле́ние — вид великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.
Первоначально кормление носило эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие. В XII—XIV веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. За счёт этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.
Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Поэтому уже с XV века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путём выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце XV — начале XVI века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-56 система кормлений была ликвидирована. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.
Вследствие этих изменений исчезли государства, которые традиционно заметно влияли на развитие событий в Украине в позднее средневековье и раннемодерную сутки. В новейшее время украинские земли выступили в новой политической конфигурации: после первого раздела Польши (1772) в состав Австрийской империи были включены Галичина, часть Волыни и Подолья; в 1774 г. после очередной войны с Турцией, Россия присоединила к себе Крым и пивничнонадчорноморськи степи; в 1775 г. до Австрии была присоединена Буковина, которая была частью Османской империи, после второго раздела Польши (1793) к Российской империи перешла Правобережная Украина (Киевщина, Волынь, Подолье), после третьего раздела (1795) — Берестейщина.
Первоначально кормление носило эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие. В XII—XIV веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. За счёт этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.
Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Поэтому уже с XV века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путём выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце XV — начале XVI века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-56 система кормлений была ликвидирована. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.