В XI в. складывается Дешт-и-Кыпчак («Степь кыпчаков» вместо прежнего «Степь Огузов» (Мафазат аль-гузз )) - историко-географическая область, которая занимала территорию от Иртыша до Днестра и по Волге делилась на Восточный и Западный Дешт-и-Кыпчак. Одинаковые формы хозяйства, системы общественных отношений и общность языка ствовали объединению племен принявших этноним кыпчак. Кыпчакские племена в XI-XII вв. были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Кочевья кыпчаков находились по рекам Ишиму, Тоболу, Нуре, Илеку и Сарысу. Арабский географ аль-Омари (XIV в.) свидетельствовал: «Ханы кыпчаков проводят зиму в Сарае, летовища их, как и некогда летовища царей Турана, находятся в области Уральских гор». Образование ханства происходило в первой половине XI в. В конце ХI - начале XII вв. Дженд, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находились в руках кыпчакских вождей. Во главе стояли ханы, чья власть передавалась по наследству. Ханская ставка называлась ордой. Кыпчакское ханство делилось на два крыла: правое со ставкой на р. Урал и левое с резиденцией в г. Сыгнаке. Главным занятием кыпчаков было скотоводство. Основой имущественного неравенства у кыпчаков была частная собственность на скот. Основным мерилом богатства служило число лошадей. Собственником пастбищ была аристократия. Потеряв скот, общинник переходил в категорию оседлых жителей (жатаков). Часть оседлого населения занималась земледелием. Самую бесправную группу в кыпчакском обществе составляли рабы. В 1216 г. Хорезмшах Мухаммад, вторгшись в Дешт-и-Кыпчак, столкнулся с войском Чингисхана. Это было первое появление монголов на территории Казахстана. Наступила эпоха монгольских завоеваний. На руинах Западно-Тюркского каганата кочевые и полукочевые племена образовали четыре могущественных государства. Помимо Хазарского каганата в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе, на территории Казахстана возникли три объединения: в среднем и нижнем течении Сырдарьи и Приаральских степях разместилась Огузская держава; в регионе Северного, Восточного и Центрального Казахстана с центром на среднем Иртыше возник Кимакский каганат; а наследниками исконных земель Западно-Тюркского каганата Семиречья - стали карлуки. Эпоха Караханидов, сменивших на исторической арене Карлукское государство, представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Но потрясения монгольского периода прервали процесс наметившегося развития. Эпоха Карахытайского государства не внесла существенных изменений в развитие экономики и культуры края. Формированию кыпчакской народности на территории Казахстана одинаковые типы хозяйства, общественного устройства и общность языка различных этнических групп, которые при растущем политическом весе кыпчаков сознавали свою принадлежность к единому этносу и принимали этноним «кыпчак»
1)Временнообязанные крестьяне — категория («разряд») бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 года, но не переведённых на выкуп. 2)Наделы и повинности временнообязанных крестьян.
Временнообязанные крестьяне, категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861, но не переведённых на выкуп (см.Выкупная операция).Срок временнообязанных отношений установлен не был. По закону 19 февраля 1861 г. крестьяне получали «в пользование» избы с огородами и земельные наделы, если они были у них по спискам 10-й ревизии (1858 г.). Полностью лишались наделов крепостные крестьяне южного берега Крыма, где находилось много имений членов царской семьи и титулованной знати. Совсем не обеспечивались землей бывшие дворовые. Предусмотренные в законе нормы крестьянских наделов были намеренно занижены, особенно значительно в черноземных районах. Это давало помещикам возможность уже при составлении уставных грамот резко сокращать крестьянское землепользование и за его счет увеличивать барскую запашку. Помимо того, закон предоставлял помещикам право обезземеливать крестьян и другими склонять их на получение в собственность без выкупа всего лишь 1/4 надеда, лишать особо ценных угодий и т. д. В целом «отрезки» в пользу помещиков по всей России достигали 18% общей площади надельного фонда, который находился в распоряжении помещичьих крестьян до реформы. Во многих черноземных губерниях в центре, на юге страны и в Нижнем Поволжье эти «отрезки» составляли от 20 до 40% всей надельной земли. За предоставленные им усадьбы и наделы временнообязанные крестьяне оброчных имений должны были вносить помещику сумму, равную среднему оброку, взимавшемуся в данной местности перед отменой крепостного права. Крестьян фактически заставляли платить за уменьшенный надел прежний оброк. К тому же размер такого оброка, возмещавшего помещикам доход и от внеземледельческих промыслов крестьян, никак не соответствовал качеству надельной земли. В барщинных имениях крестьяне отрабатывали за каждый душевой надел 70 дней в году. Но три пятых из этих дней они обязывались работать в краткий период полевых работ, что равнялось примерно прежней трехдневной барщине. Для обеспечения исправного поступления с крестьян платежей и выполнения ими повинностей сохранялось общинное землепользование и вводилась круговая порука: все сельское общество несло материальную ответственность за каждого своего члена. Такой общинный порядок был узаконен в подавляющем большинстве великорусских губерний, в трех «новороссийских» губерниях (Екатеринославской, Таврической и Херсонской), отчасти в Харьковской, а также в Могилевской и в ряде уездов Витебской губернии. Сохранение поземельной общины по замыслу правительства должно было также помешать пролетаризации крестьянства. Перевод на выкуп растянулся на многие годы. К 1881 около 15% крестьян ещё оставались временнообязанными. Принятый в 1881 закон обязал помещиков перевести всех крестьян на выкуп начиная с 1883. Полностью этот переход был завершён в 1895.
2)Наделы и повинности временнообязанных крестьян.
Временнообязанные крестьяне, категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861, но не переведённых на выкуп (см.Выкупная операция).Срок временнообязанных отношений установлен не был.
По закону 19 февраля 1861 г. крестьяне получали «в пользование» избы с огородами и земельные наделы, если они были у них по спискам 10-й ревизии (1858 г.). Полностью лишались наделов крепостные крестьяне южного берега Крыма, где находилось много имений членов царской семьи и титулованной знати. Совсем не обеспечивались землей бывшие дворовые.
Предусмотренные в законе нормы крестьянских наделов были намеренно занижены, особенно значительно в черноземных районах. Это давало помещикам возможность уже при составлении уставных грамот резко сокращать крестьянское землепользование и за его счет увеличивать барскую запашку. Помимо того, закон предоставлял помещикам право обезземеливать крестьян и другими склонять их на получение в собственность без выкупа всего лишь 1/4 надеда, лишать особо ценных угодий и т. д. В целом «отрезки» в пользу помещиков по всей России достигали 18% общей площади надельного фонда, который находился в распоряжении помещичьих крестьян до реформы. Во многих черноземных губерниях в центре, на юге страны и в Нижнем Поволжье эти «отрезки» составляли от 20 до 40% всей надельной земли.
За предоставленные им усадьбы и наделы временнообязанные крестьяне оброчных имений должны были вносить помещику сумму, равную среднему оброку, взимавшемуся в данной местности перед отменой крепостного права. Крестьян фактически заставляли платить за уменьшенный надел прежний оброк. К тому же размер такого оброка, возмещавшего помещикам доход и от внеземледельческих промыслов крестьян, никак не соответствовал качеству надельной земли. В барщинных имениях крестьяне отрабатывали за каждый душевой надел 70 дней в году. Но три пятых из этих дней они обязывались работать в краткий период полевых работ, что равнялось примерно прежней трехдневной барщине.
Для обеспечения исправного поступления с крестьян платежей и выполнения ими повинностей сохранялось общинное землепользование и вводилась круговая порука: все сельское общество несло материальную ответственность за каждого своего члена. Такой общинный порядок был узаконен в подавляющем большинстве великорусских губерний, в трех «новороссийских» губерниях (Екатеринославской, Таврической и Херсонской), отчасти в Харьковской, а также в Могилевской и в ряде уездов Витебской губернии. Сохранение поземельной общины по замыслу правительства должно было также помешать пролетаризации крестьянства.
Перевод на выкуп растянулся на многие годы. К 1881 около 15% крестьян ещё оставались временнообязанными. Принятый в 1881 закон обязал помещиков перевести всех крестьян на выкуп начиная с 1883. Полностью этот переход был завершён в 1895.