Войны — турбулентное событие в национальной и мировой истории, по-разному, но преимущественно существенно влияющее на дальнейшее движение ее потоков, их мирно-военную направленность, скорость и содержание. Война России с «дванадесятью языками» в 1812 году была самой большой по масштабам и историческому значению войной ХIХ века. Этот век, как предыдущий ХVIII и последующий ХХ века, был мирно-военным веком: жизнь народов шла чередованием мира и войн. После 1812 года больших войн в ХIХ веке было много, в их числе: наполеоновские войны (1813—1815), Кавказская война (1817—1864), Крымская (Восточная, 1853—1856), Гражданская война в США (1861— 1865), австро-прусская (1866), франко-прусская (1870—1871), русско-турецкая (1877—1878) и испано-американская (1898) войны. И все же это были войны преимущественно национального и регионального масштаба и значения, меньшей исторической судьбоносности, нежели война 1812 года, в которой решался и вопрос, быть или не быть России дальше субъектом истории, и вопрос, будет ли установлено господство одной державы над если не мировым, то европейским со- обществом государств и народов. Тогда уже решался, в современной терминологии, вопрос установления однополярного мира. Так что от этой войны серьезно зависел дальнейший ход не только российской, но и всей мировой истории.
Искусство Италии 16-го века Скульптура Микеланджело Буонарроти «Вакх» или «Бахус». Высота скульптуры 203 см, мрамор. Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело — созданные в начале 90-х годов 15 века рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», как и первые картины Рафаэля, — это уже произведения искусства Высокого Возрождения. В небольшом рельефе «Мадонна у лестницы» от кватрочентистской скульптуры еще сохранилась техника низкого, тонко нюансированного в пластическом отношении рельефа. Но в противоположность мастерам 15 века, которые вносили обычно в изображение мадонны с младенцем оттенок жанровости, подчеркивая прелесть юной матери, шаловливость ребенка, Микеланджело создает величественный образ мадонны, полный сдержанной внутренней мощи; он смело наделяет младенца почти атлетическим сложением. Уже этому произведению свойствен героический дух, отличающий образы Микеланджело. В 1495—1496 годах Микеланджело совершил поездку в Болонью, где изучал произведения Якопо делла Кверча, оказавшиеся ему особенно близкими героическим складом своих образов. В 1496 году Микеланджело выезжает в Рим, где остается до 1501 года. В Риме к этому времени были уже открыты многие знаменитые древние скульптуры, в том числе «Лаокоон» и «Бельведерский торс». Художник был захвачен образами античного искусства, Микеланджело отдал им дань в своем «Вакхе» — произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Вакх как будто готов упасть вперед, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад; его взгляд обращен на чашу с вином. Мускулатура спины выглядит упругой, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а значит и духовную слабость. Скульптор добился решения трудной задачи: создать впечатление неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла нарушить эстетический эффект. История искусства периода Высокого Возрождения
Войны — турбулентное событие в национальной и мировой истории, по-разному, но преимущественно существенно
влияющее на дальнейшее движение ее потоков, их мирно-военную направленность, скорость и содержание.
Война России с «дванадесятью языками» в 1812 году была самой большой по масштабам и историческому значению
войной ХIХ века. Этот век, как предыдущий ХVIII и последующий ХХ века, был мирно-военным веком: жизнь народов шла
чередованием мира и войн. После 1812 года больших войн в ХIХ веке было много, в их числе: наполеоновские войны
(1813—1815), Кавказская война (1817—1864), Крымская (Восточная, 1853—1856), Гражданская война в США (1861—
1865), австро-прусская (1866), франко-прусская (1870—1871), русско-турецкая (1877—1878) и испано-американская
(1898) войны. И все же это были войны преимущественно национального и регионального масштаба и значения, меньшей
исторической судьбоносности, нежели война 1812 года, в которой решался и вопрос, быть или не быть России дальше
субъектом истории, и вопрос, будет ли установлено господство одной державы над если не мировым, то европейским со-
обществом государств и народов. Тогда уже решался, в современной терминологии, вопрос установления однополярного
мира. Так что от этой войны серьезно зависел дальнейший ход не только российской, но и всей мировой истории.
Искусство Италии 16-го века
Скульптура Микеланджело Буонарроти «Вакх» или «Бахус». Высота скульптуры 203 см, мрамор. Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело — созданные в начале 90-х годов 15 века рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», как и первые картины Рафаэля, — это уже произведения искусства Высокого Возрождения. В небольшом рельефе «Мадонна у лестницы» от кватрочентистской скульптуры еще сохранилась техника низкого, тонко нюансированного в пластическом отношении рельефа. Но в противоположность мастерам 15 века, которые вносили обычно в изображение мадонны с младенцем оттенок жанровости, подчеркивая прелесть юной матери, шаловливость ребенка, Микеланджело создает величественный образ мадонны, полный сдержанной внутренней мощи; он смело наделяет младенца почти атлетическим сложением. Уже этому произведению свойствен героический дух, отличающий образы Микеланджело. В 1495—1496 годах Микеланджело совершил поездку в Болонью, где изучал произведения Якопо делла Кверча, оказавшиеся ему особенно близкими героическим складом своих образов. В 1496 году Микеланджело выезжает в Рим, где остается до 1501 года. В Риме к этому времени были уже открыты многие знаменитые древние скульптуры, в том числе «Лаокоон» и «Бельведерский торс». Художник был захвачен образами античного искусства, Микеланджело отдал им дань в своем «Вакхе» — произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Вакх как будто готов упасть вперед, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад; его взгляд обращен на чашу с вином. Мускулатура спины выглядит упругой, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а значит и духовную слабость. Скульптор добился решения трудной задачи: создать впечатление неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла нарушить эстетический эффект. История искусства периода Высокого Возрождения