Москвичи этого сразу не поймут. У них мозги на других настройках и на своих орбитах. А жителям Урала объяснять не нужно, что к западу от Урала жителей, дорог, городов и заводов - на порядок меньше чем к востоку от Урала. Доходит до смешного: чтобы попасть из Перми на юг, куда-нибудь в район Уфы - требуется два раза пересечь хребет. Окружная дорога оказывается в три раза длинней, чем прямая. Потому что за Уралом дороги с севера на юг - есть, а перед Уралом - их, оказывается, совсем немного... Не потому что на западе более крутые горы и более широкие реки... Как раз наоборот.
Когда объясняешь жителям других регионов, что Урал заселялся с востока, у него другой "не московский" путь, просто в Гражданскую здесь происходило "кровавое месилово", отчего регион перезаселили заново - они зависают.
Рассказываешь про среднеазиатского верблюда на гербах Челябинска и Челябинской области. Показываешь карты: вот - степь, вот леса, реки, дороги. Тогда деваться некуда - соглашаются.
Однако это удивительный парадокс, когда история региона переписана настолько, что нормальный человек - уверенно спорит с тем, что через пару минут находит очевидным.

Но здесь не об этом. Есть в истории и географии Урала несколько удивительных вопросов, которые будут интересны не только жителям Урала - но и далеко за его пределами.
В истории Урала есть эпизоды, чтобы понять которые нужно "присоединить" в уме Казахстан, вспомнить забытую историю Туркестана. И даже связать историю этого края со Средней Азией и даже с... Китаем.
Урал – это край русской культурной ойкумены, соприкасающийся с инонациональными мирами – финским и азиатским. Здесь пересекаются и смешиваются грани востока и запада. Ландшафты Прикамья Пастернак воспринимает как «полуазиатские», его изображение Урала включает мотивы татарского и китайского населения, но здесь же среди персонажей мы встречаем французов, англичан и бельгийцев (в «Детстве Люверс», например).
После Второй мировой войны на Дальнем Востоке прекратили существование несколько независимых государств. Обстоятельства прекращения их истории - странные. Несколько независимых государств (Восточный Туркестан, Манчжурия, Внутренняя Монголия, ПОрт-Артур - Сталин практически даром отдал Китаю.
Западный Туркестан (ака- Казакстан) раздербанили так, что его прежняя столица (Оренбург) оказалась в России. Новая столица - Алма-ата оказалась на совсем другом конце бывшей страны. Больше 95% территории поделили между всеми пятью государствами региона. И чтобы скрыть эту историю кочевых киргизов переименовали в казахов. И изменение названия с казаКККстана - на КазаХХХстан в истории почти без комментариев.
Попутно расказачили другие области страны. Через голод, через репрессии, полностью обновили государственную элиту и новые национальные элиты стран региона - собирали уже с нуля.
В 1949 году при странных обстоятельствах при перелете из Алма-Аты - в Пекин (через Иркутск) погибло все руководство Восточного Туркестана. И некогда сильное независимое государство, владевшее всем Китаем - вошло в состав Китая, как завоеванная провинция.

За полгода до того 14 февраля 1950 был заключён Договор о дружбе, союзе и взаимной между СССР и КНР, предусматривающий передачу КВЖД (Китайской Восточной железной дороги, построенной Россией и ею же обслуживавшейся) после вступления в силу мирного договора Китая с Японией (заключённого КНР только в 1978 году), но не позднее 1952 года.
31 декабря 1952 было подписано соглашение о безвозмездной передаче КЧЖД Китаю. В 1953 году процесс передачи дороги КНР был завершён.
Тогда же осенью 1950-го года свободный порт, формально арендованный СССР Порт Артур и Далянь - были безвозмездно переданы правительством СССР Китаю. Территории с уникальным климатом и ценнейшими полезными ископаемыми.
Тогда же в конце 1949 территория Маньчжоу-го вошла в состав КНР.
У них мозги на других настройках и на своих орбитах.
А жителям Урала объяснять не нужно, что к западу от Урала жителей, дорог, городов и заводов - на порядок меньше чем к востоку от Урала. Доходит до смешного: чтобы попасть из Перми на юг, куда-нибудь в район Уфы - требуется два раза пересечь хребет. Окружная дорога оказывается в три раза длинней, чем прямая. Потому что за Уралом дороги с севера на юг - есть, а перед Уралом - их, оказывается, совсем немного... Не потому что на западе более крутые горы и более широкие реки... Как раз наоборот.
Когда объясняешь жителям других регионов, что Урал заселялся с востока, у него другой "не московский" путь, просто в Гражданскую здесь происходило "кровавое месилово", отчего регион перезаселили заново - они зависают.
Рассказываешь про среднеазиатского верблюда на гербах Челябинска и Челябинской области. Показываешь карты: вот - степь, вот леса, реки, дороги. Тогда деваться некуда - соглашаются.
Однако это удивительный парадокс, когда история региона переписана настолько, что нормальный человек - уверенно спорит с тем, что через пару минут находит очевидным.

Но здесь не об этом. Есть в истории и географии Урала несколько удивительных вопросов, которые будут интересны не только жителям Урала - но и далеко за его пределами.
В истории Урала есть эпизоды, чтобы понять которые нужно "присоединить" в уме Казахстан, вспомнить забытую историю Туркестана. И даже связать историю этого края со Средней Азией и даже с... Китаем.
Урал – это край русской культурной ойкумены, соприкасающийся с инонациональными мирами – финским и азиатским. Здесь пересекаются и смешиваются грани востока и запада. Ландшафты Прикамья Пастернак воспринимает как «полуазиатские», его изображение Урала включает мотивы татарского и китайского населения, но здесь же среди персонажей мы встречаем французов, англичан и бельгийцев (в «Детстве Люверс», например).
После Второй мировой войны на Дальнем Востоке прекратили существование несколько независимых государств. Обстоятельства прекращения их истории - странные. Несколько независимых государств (Восточный Туркестан, Манчжурия, Внутренняя Монголия, ПОрт-Артур - Сталин практически даром отдал Китаю.
Западный Туркестан (ака- Казакстан) раздербанили так, что его прежняя столица (Оренбург) оказалась в России. Новая столица - Алма-ата оказалась на совсем другом конце бывшей страны. Больше 95% территории поделили между всеми пятью государствами региона. И чтобы скрыть эту историю кочевых киргизов переименовали в казахов. И изменение названия с казаКККстана - на КазаХХХстан в истории почти без комментариев.
Попутно расказачили другие области страны. Через голод, через репрессии, полностью обновили государственную элиту и новые национальные элиты стран региона - собирали уже с нуля.
В 1949 году при странных обстоятельствах при перелете из Алма-Аты - в Пекин (через Иркутск) погибло все руководство Восточного Туркестана. И некогда сильное независимое государство, владевшее всем Китаем - вошло в состав Китая, как завоеванная провинция.

За полгода до того 14 февраля 1950 был заключён Договор о дружбе, союзе и взаимной между СССР и КНР, предусматривающий передачу КВЖД (Китайской Восточной железной дороги, построенной Россией и ею же обслуживавшейся) после вступления в силу мирного договора Китая с Японией (заключённого КНР только в 1978 году), но не позднее 1952 года.
31 декабря 1952 было подписано соглашение о безвозмездной передаче КЧЖД Китаю. В 1953 году процесс передачи дороги КНР был завершён.
Тогда же осенью 1950-го года свободный порт, формально арендованный СССР Порт Артур и Далянь - были безвозмездно переданы правительством СССР Китаю. Территории с уникальным климатом и ценнейшими полезными ископаемыми.
Тогда же в конце 1949 территория Маньчжоу-го вошла в состав КНР.