Филарет, Патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев Феодор Никитич) .
После смерти царя Федора он стал одним из законных претендентов на Русский трон, и многие хотели именно его видеть царем. Подвергнутый опале при Борисе Годунове, он был пострижен в монашество с именем Филарет и отправлен в монастырь святого Антония Сийского в Архангельской губернии. Смирившись перед волей Божией, Филарет стал искренне подвизаться по всем правилам строгой православной аскезы и так в этом преуспел, что вызвал большое уважение и почитание в церковном мире. После смерти Бориса Годунова в 1606 году его возводят в сан митрополита Ростовского. В том же году он участвовал в прославлении святого царевича Димитрия и перенесении его мощей в столицу.
В 1613 году Земский собор избрал на русское царство Михаила Романова, а за его отцом утвердил титул «нареченного Патриарха ». Зная, как дорог царю Михаилу его отец, поляки тянули, выставляли все новые требования, думая, что Государь поступится еще чем-нибудь, и медлили с разменом пленника. Но Филарет держался мужественно и неподкупно, написав сыну, что он скорее останется в великом утеснении, но не пожертвует и пядью Русской земли.
Размен пленных произошел только в 1619 году. Этот плен, соединенный с тяжкими лишениями Филарета, возвысил его в глазах россиян: на него смотрели как на мученика, пострадавшего за Православную веру и за Отечество. Почти сразу же по прибытии митрополита Филарета совершилось избрание и наречение его в Патриарха .
Соборное определение о причинах избрания его на этот Престол характеризует Филарета как «...мужа во учениих божественных апостол и отец зело изящна, и в чистоте жития и благих нрав известна» ; «по плоти той царев отец, и сего ради да будет царствию и строитель, и сирым заступник и обидимым предстатель» . Патриарх Филарет сделался ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила Феодоровича Романова. Умудренный большим жизненным опытом, Первосвятитель хорошо знал систему государственного управления и юному и неопытному государю, своему сыну. В правительственных указах имя Патриарха стояло рядом с именем царя, он носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич» . Фактически именно при Патриархе Филарете оформилось то соотношение власти царя и Патриарха, которое впоследствии стало восприниматься как идеальное для Православной державы правление «Премудрой Двоицы». Годы его Патриаршества ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ.
Патриарх Филарет очень много сделал для восстановления в стране гocyдapственности после Смуты. Первое, чего он добился — это проведения поземельной переписи, благодаря которой были справедливо распределены подати, что увеличило доходы казны, облегчив одновременно налоговое бремя простого народа. С церковного суда Патриарх укрепил дисциплину в государстве. Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами. Началось реформирование армии, строились новые заводы.
Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия, в преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности, в реформе церковной администрации. Большое внимание Патриарх Филарет уделял внешней политике, руководил дипломатическими сношениями, а также создал шифр для дипломатических бумаг. Во время правления Патриарха Филарета был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени, в основе которого лежало представление о необходимости сохранения веры предков, полученной от Апостолов и хранимой на Руси на протяжении веков; отступление от Православия грозило гибелью, как это случилось с бывшими столицами христианского мира. Единственной хранительницей древнего благочестия признавалась Москва, поэтому любые попытки переосмысления отечественного религиозного опыта и любые западные влияния трактовались как опасные и недопустимые.
Филарет, Патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев Феодор Никитич) .
После смерти царя Федора он стал одним из законных претендентов на Русский трон, и многие хотели именно его видеть царем. Подвергнутый опале при Борисе Годунове, он был пострижен в монашество с именем Филарет и отправлен в монастырь святого Антония Сийского в Архангельской губернии. Смирившись перед волей Божией, Филарет стал искренне подвизаться по всем правилам строгой православной аскезы и так в этом преуспел, что вызвал большое уважение и почитание в церковном мире. После смерти Бориса Годунова в 1606 году его возводят в сан митрополита Ростовского. В том же году он участвовал в прославлении святого царевича Димитрия и перенесении его мощей в столицу.
В 1613 году Земский собор избрал на русское царство Михаила Романова, а за его отцом утвердил титул «нареченного Патриарха ». Зная, как дорог царю Михаилу его отец, поляки тянули, выставляли все новые требования, думая, что Государь поступится еще чем-нибудь, и медлили с разменом пленника. Но Филарет держался мужественно и неподкупно, написав сыну, что он скорее останется в великом утеснении, но не пожертвует и пядью Русской земли.
Размен пленных произошел только в 1619 году. Этот плен, соединенный с тяжкими лишениями Филарета, возвысил его в глазах россиян: на него смотрели как на мученика, пострадавшего за Православную веру и за Отечество. Почти сразу же по прибытии митрополита Филарета совершилось избрание и наречение его в Патриарха .
Соборное определение о причинах избрания его на этот Престол характеризует Филарета как «...мужа во учениих божественных апостол и отец зело изящна, и в чистоте жития и благих нрав известна» ; «по плоти той царев отец, и сего ради да будет царствию и строитель, и сирым заступник и обидимым предстатель» . Патриарх Филарет сделался ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила Феодоровича Романова. Умудренный большим жизненным опытом, Первосвятитель хорошо знал систему государственного управления и юному и неопытному государю, своему сыну. В правительственных указах имя Патриарха стояло рядом с именем царя, он носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич» . Фактически именно при Патриархе Филарете оформилось то соотношение власти царя и Патриарха, которое впоследствии стало восприниматься как идеальное для Православной державы правление «Премудрой Двоицы». Годы его Патриаршества ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ.
Патриарх Филарет очень много сделал для восстановления в стране гocyдapственности после Смуты. Первое, чего он добился — это проведения поземельной переписи, благодаря которой были справедливо распределены подати, что увеличило доходы казны, облегчив одновременно налоговое бремя простого народа. С церковного суда Патриарх укрепил дисциплину в государстве. Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами. Началось реформирование армии, строились новые заводы.
Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия, в преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности, в реформе церковной администрации. Большое внимание Патриарх Филарет уделял внешней политике, руководил дипломатическими сношениями, а также создал шифр для дипломатических бумаг. Во время правления Патриарха Филарета был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени, в основе которого лежало представление о необходимости сохранения веры предков, полученной от Апостолов и хранимой на Руси на протяжении веков; отступление от Православия грозило гибелью, как это случилось с бывшими столицами христианского мира. Единственной хранительницей древнего благочестия признавалась Москва, поэтому любые попытки переосмысления отечественного религиозного опыта и любые западные влияния трактовались как опасные и недопустимые.
Объяснение: