заселение территории новгородской земли началось в районе валдайской возвышенности со времён палеолита и мезолита, вдоль границы валдайского (осташковского) оледенения, а на северо-западе приильменья, в районе будущего территориального центра — со времён неолита.
археологически[7] и путём исследования топонимики[8] предполагается присутствие здесь миграционных так называемых ностратических общин, сменившихся пришедшими с юго-запада индоевропейскими группами (будущими и славянами) и пришедшими с востока предками -финских народов[9]. эта полиэтничность подтверждается и этногенетикой, . во времена геродота около 25 веков назад земли примерно от до урала[9] полностью или частично осваивали андрофаги, невры, меланхлены, будины, фиссагеты, иирки, северные скифы в регионе волга-кама, которых нередко локализуют[9] в зависимости от исседонов.
при клавдии птолемее во ii веке н. э. эти земли контролировали[9] венеды, ставани, аорсы, аланы, боруски, царские сарматы и ещё более десятка больших и малых народов. готский иордан в перечне народов, подчинённых германарихом, указывает и жителей севера восточной европы iv века: «в аунксах весь, на аброньге мерю, мордву в мещере»[10].
в начальной части «повести временных лет» в лаврентьевской летописи 1377 года есть мнение средневекового летописца о более древнем расселении народов[11]:
въ афетовѣ же части сѣдять русь, чюдь и вси языци: меря, мурома, весь, моръдва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, утра, литва, зимѣгола, корсь, лѣтьгола, любь, ляхъве же и пруси и чюдь присѣдять къ морю варяжьскомукарта расселения славян и их соседей на конец viii века.
традиционно считается, что в vi веке сюда пришли племена кривичей, а в viii веке в процессе славянского заселения восточно-европейской равнины пришло племя ильменских словен. на этой же территории проживали финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озёр. трактовка дославянской топонимии как исключительно финно-угорской подвергается сомнению многими исследователями[12].
время славянского заселения датируют, как правило, по типу курганных групп и отдельных курганов, расположенных на этой территории. псковские длинные курганы — традиционно соотносят с кривичами, а курганы в форме сопки со словенами. существует также так называемая курганная гипотеза, исходя из которой возможны различные предположения о путях заселения этой территории.
археологические исследования в старой ладоге[4][13] и рюриковом городище[1]показывают наличие среди жителей этих первых крупных поселений в том числе и скандинавов, традиционно называемых в (средневековых) источниках варягами.
Племена номадов, заселившие Великую Степь, в результате постоянных контактов между собой в течение веков выработали единую духовную и материальную культуру. А так как это возможно только тогда, когда люди владеют одним языком или, по крайней мере, разговаривают на близких, взаимопонимаемых языках, то на всей этой огромной территории должен был быть единый язык или, скажем, диалекты близкородственного языка. Это корневое единство сохранилось в тюркских языках до наших дней.
История кочевых народов похожа чем-то на колоду карт, где менялся козырь. У тюркских народов в каждую эпоху главенствовало на определенной территории какое-нибудь племя (скифы, аланы, гунны, асы, болгары, хазары, печенеги, половцы, татары, турки и т. д.). Но вся эта колода постоянно перемешивалась, никто никуда не исчезал, менялся козырь, лидер
заселение территории новгородской земли началось в районе валдайской возвышенности со времён палеолита и мезолита, вдоль границы валдайского (осташковского) оледенения, а на северо-западе приильменья, в районе будущего территориального центра — со времён неолита.
археологически[7] и путём исследования топонимики[8] предполагается присутствие здесь миграционных так называемых ностратических общин, сменившихся пришедшими с юго-запада индоевропейскими группами (будущими и славянами) и пришедшими с востока предками -финских народов[9]. эта полиэтничность подтверждается и этногенетикой, . во времена геродота около 25 веков назад земли примерно от до урала[9] полностью или частично осваивали андрофаги, невры, меланхлены, будины, фиссагеты, иирки, северные скифы в регионе волга-кама, которых нередко локализуют[9] в зависимости от исседонов.
при клавдии птолемее во ii веке н. э. эти земли контролировали[9] венеды, ставани, аорсы, аланы, боруски, царские сарматы и ещё более десятка больших и малых народов. готский иордан в перечне народов, подчинённых германарихом, указывает и жителей севера восточной европы iv века: «в аунксах весь, на аброньге мерю, мордву в мещере»[10].
в начальной части «повести временных лет» в лаврентьевской летописи 1377 года есть мнение средневекового летописца о более древнем расселении народов[11]:
въ афетовѣ же части сѣдять русь, чюдь и вси языци: меря, мурома, весь, моръдва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, утра, литва, зимѣгола, корсь, лѣтьгола, любь, ляхъве же и пруси и чюдь присѣдять къ морю варяжьскомукарта расселения славян и их соседей на конец viii века.традиционно считается, что в vi веке сюда пришли племена кривичей, а в viii веке в процессе славянского заселения восточно-европейской равнины пришло племя ильменских словен. на этой же территории проживали финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озёр. трактовка дославянской топонимии как исключительно финно-угорской подвергается сомнению многими исследователями[12].
время славянского заселения датируют, как правило, по типу курганных групп и отдельных курганов, расположенных на этой территории. псковские длинные курганы — традиционно соотносят с кривичами, а курганы в форме сопки со словенами. существует также так называемая курганная гипотеза, исходя из которой возможны различные предположения о путях заселения этой территории.
археологические исследования в старой ладоге[4][13] и рюриковом городище[1]показывают наличие среди жителей этих первых крупных поселений в том числе и скандинавов, традиционно называемых в (средневековых) источниках варягами.
Племена номадов, заселившие Великую Степь, в результате постоянных контактов между собой в течение веков выработали единую духовную и материальную культуру. А так как это возможно только тогда, когда люди владеют одним языком или, по крайней мере, разговаривают на близких, взаимопонимаемых языках, то на всей этой огромной территории должен был быть единый язык или, скажем, диалекты близкородственного языка. Это корневое единство сохранилось в тюркских языках до наших дней.
История кочевых народов похожа чем-то на колоду карт, где менялся козырь. У тюркских народов в каждую эпоху главенствовало на определенной территории какое-нибудь племя (скифы, аланы, гунны, асы, болгары, хазары, печенеги, половцы, татары, турки и т. д.). Но вся эта колода постоянно перемешивалась, никто никуда не исчезал, менялся козырь, лидер