Ахмет Байтурсынов возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынов создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.
Известно, что арабское письмо при использовании его без обозначения гласных реально представляет определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынов предложил оригинальный проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой. В своей статье «Основные формы графической революции в турецких письменностях СССР» знаменитый лингвист, профессор САГИ Е. Д. Поливанов назвал этот проект «гениальным» . «Нет сомнения, — писал Поливанов, — что если бы вопрос о казахском письме… мог бы решаться „вне времени и пространства“ — без необходимости считаться с графикой соседних народностей… , то казахская школа вполне могла бы удовлетвориться „орфографией“ 1924 года» . Но проекту Байтурсынова не суждено было долго жить, началась чехарда с латинизацией (1928) и кириллизацией (1940) тюркских языков в СССР.
В правление хана Есима завершилась борьба казахов за присырдарьинские города, оседло-земледельческие районы Южного Казахстана окончательно вошли в состав Казахского ханства. При нем в состав Казахского ханства на 200 лет вошел город Ташкент. Есим проявил себя мудрым правителем, гибким политиком и дипломатом. Оценивая угрозы, исходившую от джунгар, он стремился укрепить положение Казахского ханства. Дочь своего младшего брата султана Кошека Есим выдал за турфанского правителя Абд-ар-Рахим, а сам женился на его дочери. Предание связывает с именем хана Есима создание уложения степных законов «Есим ханның ескі жолы» - «Исконный путь хана Есима», в котором нашли отражения правовые вопросы, касавшиеся пользования пастбищами, зимовками и летовками, взаимоотношений между людьми. Эти законы упрочению единства для защиты страны. Мавзолей хана Есима расположен возле мечети Ходжи Ахмеда Яссауи в городе Туркестане
Ахмет Байтурсынов возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынов создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.
Известно, что арабское письмо при использовании его без обозначения гласных реально представляет определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынов предложил оригинальный проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой. В своей статье «Основные формы графической революции в турецких письменностях СССР» знаменитый лингвист, профессор САГИ Е. Д. Поливанов назвал этот проект «гениальным» . «Нет сомнения, — писал Поливанов, — что если бы вопрос о казахском письме… мог бы решаться „вне времени и пространства“ — без необходимости считаться с графикой соседних народностей… , то казахская школа вполне могла бы удовлетвориться „орфографией“ 1924 года» . Но проекту Байтурсынова не суждено было долго жить, началась чехарда с латинизацией (1928) и кириллизацией (1940) тюркских языков в СССР.
В правление хана Есима завершилась борьба казахов за присырдарьинские города, оседло-земледельческие районы Южного Казахстана окончательно вошли в состав Казахского ханства. При нем в состав Казахского ханства на 200 лет вошел город Ташкент. Есим проявил себя мудрым правителем, гибким политиком и дипломатом. Оценивая угрозы, исходившую от джунгар, он стремился укрепить положение Казахского ханства. Дочь своего младшего брата султана Кошека Есим выдал за турфанского правителя Абд-ар-Рахим, а сам женился на его дочери. Предание связывает с именем хана Есима создание уложения степных законов «Есим ханның ескі жолы» - «Исконный путь хана Есима», в котором нашли отражения правовые вопросы, касавшиеся пользования пастбищами, зимовками и летовками, взаимоотношений между людьми. Эти законы упрочению единства для защиты страны. Мавзолей хана Есима расположен возле мечети Ходжи Ахмеда Яссауи в городе Туркестане
Объяснение: