Ее часто сравнивали и продолжают сравнивать с Петром I. Один из ее современников образно описал суть екатерининского правления: Петр Великий создал в России людей, Екатерина – вложила в них души. И еще одно принципиальное отличие от петровских и ее преобразований: Екатерина II «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно» в целях «европеизации» страны. Екатерина II предпочитала силу убеждения, а не жестокую хватку своего кумира. Князь П. А. Вяземский остроумно заметил по этому поводу: «Как странна наша участь. Русский силился сделать из нас немцев; немка хотела переделать нас в русских».
Будущая российская императрица, урожденная София Фредерика Августа, принцесса Ангальт-Цербстская, появилась на свет в захолустном в ту пору городе Штеттине (Пруссия). Отец ее – ничем не примечательный князь Христиан-Август – преданной службой прусскому королю сделал неплохую карьеру: командир полка, комендант Штеттина, губернатор. В 1727 г. он, в 42 года, женился на 16-летней Голштейн-Готторпской принцессе Иоганне-Елизавете.
Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и энергичность. Большую часть своей жизни Екатерина Великая провела в России и только детство и отрочество – в Германии. Но именно за эти 14 лет великая императрица сформировалась как личность, именно в Германии в нее прочно были заложены основы бытовой культуры, благодаря которым ее на протяжении всей жизни воспринимали как человека, воспитанного в лучших западных традициях, отмечая ее хорошие манеры и вежливость. И это, по мнению историков, оказало плодотворное влияние на русское высшее общество. В 1744 г. она с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 г. В 1754 г. она родила сына, будущего императора Павла I. Пока ее муж развлекался дрессировкой собачек и разыгрыванием кукольных спектаклей, она изучала историю, географию, экономику, философию, знакомилась с трудами Плутарха, Тацита, Монтескье, Вольтера, Дидро, читала русские летописи. Читала и писала на немецком, французском и русском, но допускала много ошибок. Она сознавала это и однажды призналась одному из своих секретарей, что «могла учиться русскому только из книг без учителя», так как «тетка Елизавета Петровна сказала моей гофмейстерше: полно ее учить, она и без того умна».
Летом 1762 г., опираясь на гвардейские полки и деятельное участие своих друзей братьев Орловых, Екатерина совершила бескровный государственный переворот и, свергнув своего мужа Петра III, стала самодержавной императрицей.
Она показала себя мудрым и энергичным монархом. Ее правление (1762–1796 гг.) характеризовалось агрессивной внешней политикой и внутренними реформами в духе французского Просвещения. Она переписывалась с Вольтером и другими просветителями, по ее приглашению в России побывал Дидро.
После вступления на престол она сразу же установила новые порядки при дворе, подчинив свой режим государственным делам. Ее день был расписан по часам, и распорядок его оставался неизменным на протяжении всего царствования. Изменялось лишь время сна: если в зрелые годы Екатерина вставала в 5, то ближе к старости – в 6, а к концу жизни и вовсе для нее поздно – в 7 часов утра.
С 8 до 11 государыня принимала высокопоставленных чиновников и статс-секретарей. Дни и часы приема каждого должностного лица были постоянными. Но немецкая педантичность давала о себе знать не только в этом. Ее бумаги всегда лежали на столе в строго определенном порядке. Часы работы и отдыха, завтрака, обеда и ужина были также постоянными. В 10 или 11 часов вечера Екатерина заканчивала день и отходила ко сну. Она развивала систему образования и призывала иностранцев, особенно немцев, переселяться в Россию. Находившиеся под влиянием идей Монтескье юристы составили под ее руководством «Наказ Комиссии о сочинении проекта Уложения» – документ, в котором явственно отразились идеи просвещенного абсолютизма. В 1775 г. Екатерина реорганизовала систему местного управления, укрепив положение политической, судейской и финансовой бюрократии. Жестокое крестьянское восстание (1773–1775 гг.), вождь которого донской казак Емельян Пугачев выдавал себя за Петра III, изменило направление ее мыслей: императрица начала привлекать на свою сторону дворянство. В 1785 г. она освободила дворян от обязательной службы согласно Табели о рангах, подписав жалованную грамоту на права и вольности дворянства.
Ее часто сравнивали и продолжают сравнивать с Петром I. Один из ее современников образно описал суть екатерининского правления: Петр Великий создал в России людей, Екатерина – вложила в них души. И еще одно принципиальное отличие от петровских и ее преобразований: Екатерина II «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно» в целях «европеизации» страны. Екатерина II предпочитала силу убеждения, а не жестокую хватку своего кумира. Князь П. А. Вяземский остроумно заметил по этому поводу: «Как странна наша участь. Русский силился сделать из нас немцев; немка хотела переделать нас в русских».
Будущая российская императрица, урожденная София Фредерика Августа, принцесса Ангальт-Цербстская, появилась на свет в захолустном в ту пору городе Штеттине (Пруссия). Отец ее – ничем не примечательный князь Христиан-Август – преданной службой прусскому королю сделал неплохую карьеру: командир полка, комендант Штеттина, губернатор. В 1727 г. он, в 42 года, женился на 16-летней Голштейн-Готторпской принцессе Иоганне-Елизавете.
Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и энергичность. Большую часть своей жизни Екатерина Великая провела в России и только детство и отрочество – в Германии. Но именно за эти 14 лет великая императрица сформировалась как личность, именно в Германии в нее прочно были заложены основы бытовой культуры, благодаря которым ее на протяжении всей жизни воспринимали как человека, воспитанного в лучших западных традициях, отмечая ее хорошие манеры и вежливость. И это, по мнению историков, оказало плодотворное влияние на русское высшее общество. В 1744 г. она с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 г. В 1754 г. она родила сына, будущего императора Павла I. Пока ее муж развлекался дрессировкой собачек и разыгрыванием кукольных спектаклей, она изучала историю, географию, экономику, философию, знакомилась с трудами Плутарха, Тацита, Монтескье, Вольтера, Дидро, читала русские летописи. Читала и писала на немецком, французском и русском, но допускала много ошибок. Она сознавала это и однажды призналась одному из своих секретарей, что «могла учиться русскому только из книг без учителя», так как «тетка Елизавета Петровна сказала моей гофмейстерше: полно ее учить, она и без того умна».
Летом 1762 г., опираясь на гвардейские полки и деятельное участие своих друзей братьев Орловых, Екатерина совершила бескровный государственный переворот и, свергнув своего мужа Петра III, стала самодержавной императрицей.
Она показала себя мудрым и энергичным монархом. Ее правление (1762–1796 гг.) характеризовалось агрессивной внешней политикой и внутренними реформами в духе французского Просвещения. Она переписывалась с Вольтером и другими просветителями, по ее приглашению в России побывал Дидро.
После вступления на престол она сразу же установила новые порядки при дворе, подчинив свой режим государственным делам. Ее день был расписан по часам, и распорядок его оставался неизменным на протяжении всего царствования. Изменялось лишь время сна: если в зрелые годы Екатерина вставала в 5, то ближе к старости – в 6, а к концу жизни и вовсе для нее поздно – в 7 часов утра.
С 8 до 11 государыня принимала высокопоставленных чиновников и статс-секретарей. Дни и часы приема каждого должностного лица были постоянными. Но немецкая педантичность давала о себе знать не только в этом. Ее бумаги всегда лежали на столе в строго определенном порядке. Часы работы и отдыха, завтрака, обеда и ужина были также постоянными. В 10 или 11 часов вечера Екатерина заканчивала день и отходила ко сну. Она развивала систему образования и призывала иностранцев, особенно немцев, переселяться в Россию. Находившиеся под влиянием идей Монтескье юристы составили под ее руководством «Наказ Комиссии о сочинении проекта Уложения» – документ, в котором явственно отразились идеи просвещенного абсолютизма. В 1775 г. Екатерина реорганизовала систему местного управления, укрепив положение политической, судейской и финансовой бюрократии. Жестокое крестьянское восстание (1773–1775 гг.), вождь которого донской казак Емельян Пугачев выдавал себя за Петра III, изменило направление ее мыслей: императрица начала привлекать на свою сторону дворянство. В 1785 г. она освободила дворян от обязательной службы согласно Табели о рангах, подписав жалованную грамоту на права и вольности дворянства.