Средневековье унаследовало христианство от античной цивилизации. С середины IV века оно стало господствующей религией 3ападной Римской империи. Пережив ее гибель, христианство превратилось в фундамент средневековой европейской цивилизации. На месте огромной и единой Римской империи возникло множество варварских государств, часто враждовавших друг с другом. Единственное, что их объединяло — принадлежность к христианской церкви. Языком церкви был латинский. Его понимали священники и ученые во всех христианских странах. Благодаря этому народы Европы, говорившие на разных языках, могли общаться друг с другом. Христианство внушало всем верующим людям единые правила поведения, представления о добрых и дурных поступках. Христианство было тем общим, что объединяло прямую наследницу Римской империи — Византию и королевства, основанные в Западной Европе варварами Церковь Св. Иоанна в Эфесе, VI—VII вв. (Византия)Священники нередко занимали важные посты при дворах европейских правителей. Церковь стремилась к тому, чтобы усобицы между феодалами не наносили слишком большого вреда народу. Она заставляла воинственных феодалов подписывать соглашение о правилах ведения войны — «Божий мир». Рыцари не должны были воевать с четверга по понедельник и в дни церковных праздников. Запрещалось нападать на женщин, крестьян, священников, с оружием появляться в святых местах — в церкви, на кладбище.
1. Экономические причины. Решающую роль в ослаблении, а затем гибели Византии сыграли, конечно, внутренние причины. Главной из них был экономический упадок как деревни, так и города, разорение крестьянства и городских масс страны. Крушение экономики империи было ускорено проникновением иностранных, в первую очередь итальянских, купцов во все сферы экономической жизни Византии. Их деятельность тормозила дальнейшее развитие производительных сил. Политика покровительства иностранцам, вся недальновидность которой с особой силой проявилась во время осады Константинополя, послужила также одной из причин его гибели. Подобно червоточине, венецианский и генуэзский торговый капитал подточил изнутри Византийскую империю, лишил ее жизненных сил и былых богатств. Византийской торговле и ремеслу был нанесен непоправимый ущерб, ослабло, а затем рухнуло господство Византии на море.
2. Разобщённость общества. Правящие феодальные и церковные круги Византии не только не смогли возглавить широкие народные массы, но оказались не восстановить единство в своих собственных рядах. В момент, когда требовалась консолидация всех сил государства, в нем всюду царили раскол и вражда, взаимная подозрительность и неверие в себя. Попытки последнего императора, человека лично храброго и честного, опереться на население столицы оказались запоздалыми; близорукая политика его предшественников обрекла их на неудачу.
3. Наличие сильных врагов. Немалую роль в задержке сыграла и злая воля давних врагов Византии, которых было немало среди католических прелатов и государей Запада, мечтавших не о империи, а о захвате ее наследства. Искандер был убежден в коварстве правителей некоторых западных держав в отношении к Византии.
4. Отсутствие сильных и надёжных союзников. Союзы Византии со славянскими государствами Балканского полуострова были эпизодическими и непрочными как из-за отсутствия доверия с обеих сторон, так и из-за внутренних разногласий внутри самих балканских стран.
Церковь Св. Иоанна в Эфесе, VI—VII вв. (Византия)Священники нередко занимали важные посты при дворах европейских правителей. Церковь стремилась к тому, чтобы усобицы между феодалами не наносили слишком большого вреда народу. Она заставляла воинственных феодалов подписывать соглашение о правилах ведения войны — «Божий мир». Рыцари не должны были воевать с четверга по понедельник и в дни церковных праздников. Запрещалось нападать на женщин, крестьян, священников, с оружием появляться в святых местах — в церкви, на кладбище.
Решающую роль в ослаблении, а затем гибели Византии сыграли, конечно, внутренние причины. Главной из них был экономический упадок как деревни, так и города, разорение крестьянства и городских масс страны. Крушение экономики империи было ускорено проникновением иностранных, в первую очередь итальянских, купцов во все сферы экономической жизни Византии. Их деятельность тормозила дальнейшее развитие производительных сил. Политика покровительства иностранцам, вся недальновидность которой с особой силой проявилась во время осады Константинополя, послужила также одной из причин его гибели.
Подобно червоточине, венецианский и генуэзский торговый капитал подточил изнутри Византийскую империю, лишил ее жизненных сил и былых богатств. Византийской торговле и ремеслу был нанесен непоправимый ущерб, ослабло, а затем рухнуло господство Византии на море.
2. Разобщённость общества.
Правящие феодальные и церковные круги Византии не только не смогли возглавить широкие народные массы, но оказались не восстановить единство в своих собственных рядах. В момент, когда требовалась консолидация всех сил государства, в нем всюду царили раскол и вражда, взаимная подозрительность и неверие в себя. Попытки последнего императора, человека лично храброго и честного, опереться на население столицы оказались запоздалыми; близорукая политика его предшественников обрекла их на неудачу.
3. Наличие сильных врагов.
Немалую роль в задержке сыграла и злая воля давних врагов Византии, которых было немало среди католических прелатов и государей Запада, мечтавших не о империи, а о захвате ее наследства. Искандер был убежден в коварстве правителей некоторых западных держав в отношении к Византии.
4. Отсутствие сильных и надёжных союзников.
Союзы Византии со славянскими государствами Балканского полуострова были эпизодическими и непрочными как из-за отсутствия доверия с обеих сторон, так и из-за внутренних разногласий внутри самих балканских стран.