Итогом смуты и иностранных вторжений стало разорение западных и центральных районов страны. Посевные площади сократились почти в 30 раз. Причиной разорения деревень была нехватка рабочих: крестьяне бежали от военного лихолетья на север, за Волгу, часто уходили к казакам на юг. Оставшиеся не имели теперь ни скота, ни орудий труда, ни денег. Таких крестьян называли бобылями. Численность бобыльских дворов составляла более 40%, а в западных районах страны — до 70%. Разорение крестьянских хозяйств было главной причиной запустения многих поместий, оскудения дворянства. Многие из дворян становились не только казаками, но даже холопами у богатых бояр. А это грозило ослаблением социальной базы монархии. Разорены были многие южные и западные города России. В упадок пришли промыслы, ремесленное производство, торговля. В северных и восточных районах страны последствия Смуты проявлялись в меньшей степени. В запустении была и государственная казна. Даже расходы первого и второго ополчения, а затем становление новой династии оплачивало не столько само государство, а богатые купцы — Строгановы, Светешниковы, Никитниковы, Гурьевы, Шорины. В этих условиях перед властью встала задача найти источники экономического возрождения страны.
Грамоте и письму в детстве будущего царя учил дьяк Никита Зотов, он знакомил его с русской историей, а также его обучением занимался Афанасий Нестеров. Домашнее образование было не очень хорошим, потому что умер отец царя.Воспитателем Петра был князь Борис Голицын, который хвалил царя за увлечение военным делом и науками, был его советником , когда Петр конфликтовал с сестрой Софьей. Петр много занимался самообразованием.Потом Петр увлекался военными науками, его обучал астрономии, геометрии, корабельному строению и военному делу Франц Тиммерман из Голандии,управлению парусами – Карштен Брандт.Затем шотландец Патрик Гордон руководил военными учениями, стрельбой, маневрами солдат царя, обучал его военной науке, стал сподвижником царя. Потом во время путешествия по Европе царь получил много теоретических и практических сведений по кораблестроению, узнал много сведений о жизни в Европе, что послужило толчком к его преобразованиям в России.
Грамоте и письму в детстве будущего царя учил дьяк Никита Зотов, он знакомил его с русской историей, а также его обучением занимался Афанасий Нестеров. Домашнее образование было не очень хорошим, потому что умер отец царя.Воспитателем Петра был князь Борис Голицын, который хвалил царя за увлечение военным делом и науками, был его советником , когда Петр конфликтовал с сестрой Софьей. Петр много занимался самообразованием.Потом Петр увлекался военными науками, его обучал астрономии, геометрии, корабельному строению и военному делу Франц Тиммерман из Голандии,управлению парусами – Карштен Брандт.Затем шотландец Патрик Гордон руководил военными учениями, стрельбой, маневрами солдат царя, обучал его военной науке, стал сподвижником царя. Потом во время путешествия по Европе царь получил много теоретических и практических сведений по кораблестроению, узнал много сведений о жизни в Европе, что послужило толчком к его преобразованиям в России.