написано вскоре после похорон Михаила, в конце 1319-го — начале 1320-го г.
ЖИТИЕ МИХАИЛА ТВЕРСКОГО. Ж. тверского князя Михаила Ярославича (1271—1318), убитого в Орде по приказу хана Узбека, было создано, как полагает В. А. Кучкин, его духовником Александром, игуменом Тверского Отроча монастыря, вскоре после гибели князя. Александр сопровождал князя в Орду и был очевидцем произошедших там событии.
Ж. написано в традиционном агиографическом каноне: оно открывается риторическим рассуждением о “венце многоцветном”, которым украшаются мученики; этот фрагмент оказывается заимствованным из переводного жития Коинта. Далее следует изложение истории христианства и его распространения на Руси; этот мотив, как полагают, возник под влиянием Чтения о Борисе и Глебе Нестора (см. Жития Бориса и Глеба). Излагая сами события, агиограф обнаруживает свою отличную информированность о них (что подтверждает мысль об авторстве Александра, находившегося с Михаилом в Орде), но дает всему происходящему типично житийную оценку. Михаил предстает в Ж. обладающим всеми христианскими добродетелями: мать воспитала его “в страхе господни и научи святым книгам и всякой премудрости”, действиями врагов Михаила руководит дьявол, а сам тверской князь постоянно руководствуется в своих поступках высоконравственными христианскими побуждениями. Так, решая ехать в Орду, где уже находится один из его сыновей, “крепкий... умом” Михаил, “исполнися смирения”, говорит: “Если я где уклонюсь, то (народ) отчизны моей весь будет пленен и истреблен, а после того и я смерть приму, так лучше мне сейчас положить душу свою за многие души”, и вспоминает при этом подвиг святого Дмитрия Солунского. В Орде, будучи на положении почетного пленника, над которым постоянно нависала угроза расправы, Михаил, “как привык смолоду, никогда не изменял правилу своему, по ночам пел псалмы Давыдовы”, и с тех пор, как покинул Владимир, постился и не спал по ночам, а беспрестанно молился и т. д. В Ж. приводятся сами молитвы святого, сочинивший их агиограф демонстрирует свое мастерство церковного ритора. Перед смертью Михаил, как подобает святому, причащается, кается и исповедуется своему духовному отцу и поет псалмы все то время, когда у хана решается его судьба. Он отвергает предложения своих спутников о побеге, с покорностью и достоинством встречает смерть. “И принял венец неувядаемый от руки Господа, которого и желал”. Над телом святого происходят чудеса: “два облака светлых всю ночь осеняли тело блаженного, расступаясь и снова соединяясь вместе, и сияя как солнце”. Видевшие знамение поняли, что князь был святым и что был убит без вины, а облака знаменуют сошествие к нему ангелов.
Ж. является одним из лучших образцов жизнеописаний святых князей-мучеников.
Изд.: ОхотниковаВ И. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском / Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского дома/Сб. науч. трудов — Л., 1985—С. 16.— 27.
Б) Каким он был внешне - Темные волосы, борода, черные глаза, смуглая кожа, невысокого роста, широкоплечий.
В) Какие черты характера привлекли к нему людей - Пугачев был отличным оратором, люди видели в нем отца освободителя. Решительный, смелый, отважный.
4 Состав участников
Кто участвовал в восстании?
а. Казачество.
б. Нерусские народы Поволжья.
в. Крепостные крестьяне.
г. Работные люди
5 Манифест Пугачева
Манифест от 31 июля 1774 года. Пугачев в этом манифесте жаловал казаков рекой, землей, деньгами. Землями и водами, лесами, волей - нерусские народы таких как башкиры.
Основные идеи Пугачева
1.Отмена крепостного права.
2.Отмена рекрутского набора.
3.Снижение налогов.
4.Распространение казачьего самопуправления на всю страну.
5. Истребление дворянства.
6 Основные этапы и события восстания.
А) Какие этапы можно выделить в ходе восстания?
а. Осада Оренбурга
б. Снятие осады с Оренбурга - Штурм Казани.
в. Манифест о вольности крестьянства. Штурм Царицына. Поражение восставших.
Б) Какие районы охватило восстание?
Земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкортостан, Поволжье.
В)Какие города были осаждены?
Саранск, Оренбург, Казань.
7 Итоги восстания
•Казнь восставших и четвертование Пугачева.
•Восстание не улучшило положение крепостных крестьян.
Н. Муравьев - автор
написано вскоре после похорон Михаила, в конце 1319-го — начале 1320-го г.
ЖИТИЕ МИХАИЛА ТВЕРСКОГО. Ж. тверского князя Михаила Ярославича (1271—1318), убитого в Орде по приказу хана Узбека, было создано, как полагает В. А. Кучкин, его духовником Александром, игуменом Тверского Отроча монастыря, вскоре после гибели князя. Александр сопровождал князя в Орду и был очевидцем произошедших там событии.
Ж. написано в традиционном агиографическом каноне: оно открывается риторическим рассуждением о “венце многоцветном”, которым украшаются мученики; этот фрагмент оказывается заимствованным из переводного жития Коинта. Далее следует изложение истории христианства и его распространения на Руси; этот мотив, как полагают, возник под влиянием Чтения о Борисе и Глебе Нестора (см. Жития Бориса и Глеба). Излагая сами события, агиограф обнаруживает свою отличную информированность о них (что подтверждает мысль об авторстве Александра, находившегося с Михаилом в Орде), но дает всему происходящему типично житийную оценку. Михаил предстает в Ж. обладающим всеми христианскими добродетелями: мать воспитала его “в страхе господни и научи святым книгам и всякой премудрости”, действиями врагов Михаила руководит дьявол, а сам тверской князь постоянно руководствуется в своих поступках высоконравственными христианскими побуждениями. Так, решая ехать в Орду, где уже находится один из его сыновей, “крепкий... умом” Михаил, “исполнися смирения”, говорит: “Если я где уклонюсь, то (народ) отчизны моей весь будет пленен и истреблен, а после того и я смерть приму, так лучше мне сейчас положить душу свою за многие души”, и вспоминает при этом подвиг святого Дмитрия Солунского. В Орде, будучи на положении почетного пленника, над которым постоянно нависала угроза расправы, Михаил, “как привык смолоду, никогда не изменял правилу своему, по ночам пел псалмы Давыдовы”, и с тех пор, как покинул Владимир, постился и не спал по ночам, а беспрестанно молился и т. д. В Ж. приводятся сами молитвы святого, сочинивший их агиограф демонстрирует свое мастерство церковного ритора. Перед смертью Михаил, как подобает святому, причащается, кается и исповедуется своему духовному отцу и поет псалмы все то время, когда у хана решается его судьба. Он отвергает предложения своих спутников о побеге, с покорностью и достоинством встречает смерть. “И принял венец неувядаемый от руки Господа, которого и желал”. Над телом святого происходят чудеса: “два облака светлых всю ночь осеняли тело блаженного, расступаясь и снова соединяясь вместе, и сияя как солнце”. Видевшие знамение поняли, что князь был святым и что был убит без вины, а облака знаменуют сошествие к нему ангелов.
Ж. является одним из лучших образцов жизнеописаний святых князей-мучеников.
Изд.: ОхотниковаВ И. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском / Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского дома/Сб. науч. трудов — Л., 1985—С. 16.— 27.
Объяснение:
А) В каком году началось восстание - 1773
Б) В каком году закончилось - 1775
В) Сколько лет продолжалось - 2 года
2 Причины восстания
Перечислите причины восстания.
1. Гнет крепостничества.
2.Тяжело положение горнозаводских рабочих.
3. Ухудшение положения казаков.
4. Притеснение нерусских народов Поволжья.
3 Личность Пугачёва. Образ Пугачева.
А) Кем был Пугачёв - Донской казак.
Б) Каким он был внешне - Темные волосы, борода, черные глаза, смуглая кожа, невысокого роста, широкоплечий.
В) Какие черты характера привлекли к нему людей - Пугачев был отличным оратором, люди видели в нем отца освободителя. Решительный, смелый, отважный.
4 Состав участников
Кто участвовал в восстании?
а. Казачество.
б. Нерусские народы Поволжья.
в. Крепостные крестьяне.
г. Работные люди
5 Манифест Пугачева
Манифест от 31 июля 1774 года. Пугачев в этом манифесте жаловал казаков рекой, землей, деньгами. Землями и водами, лесами, волей - нерусские народы таких как башкиры.
Основные идеи Пугачева
1.Отмена крепостного права.
2.Отмена рекрутского набора.
3.Снижение налогов.
4.Распространение казачьего самопуправления на всю страну.
5. Истребление дворянства.
6 Основные этапы и события восстания.
А) Какие этапы можно выделить в ходе восстания?
а. Осада Оренбурга
б. Снятие осады с Оренбурга - Штурм Казани.
в. Манифест о вольности крестьянства. Штурм Царицына. Поражение восставших.
Б) Какие районы охватило восстание?
Земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкортостан, Поволжье.
В)Какие города были осаждены?
Саранск, Оренбург, Казань.
7 Итоги восстания
•Казнь восставших и четвертование Пугачева.
•Восстание не улучшило положение крепостных крестьян.
•Была проведена губернская реформа.
- Река Яик переименована в Урал.
- Ликвидация Запорожской сечи.
8 Причины поражения
• Стихийный характер восстания.
• Отсутствие четкого плана действий.
• Противоречия среди повстанцев.