Приказы — органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие — письменной частью. Первые назывались судьями, вторые — дьяками и подьячими. Судей в приказах было по одному, а в более важных — по два и более. Один из судей был главным. Главным судьей обычно назначался кто-нибудь из членов боярской думы, иногда же — стольник или дворянин. Остальные судьи большей частью были думные или простые дьяки. Исключением из общего правила являлся приказ тайных дел, который состоял только из дьяков и подьячих. Это объясняется особым характером этого приказа, являвшегося как бы собственной канцелярией царя. Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью. Для приведения в исполнение разных распоряжений и приказаний в посольском приказе существовали толмачи, во дворце — трубники, в других приказах — дети боярские, недельщики, деньщики, пушкари. Их обязанностью было призывать тяжущихся в суд и отдавать обвиняемых на поруки, содержать их до суда под своим наблюдением, производить взыскания с должников, приводить в исполнение наказания, доставлять переписку приказов по принадлежности. Ведомства приказов не были строго разграничены; иногда в приказе сосредоточивалось столько разнородных дел, что он почти не соответствовал своему названию. Судебная часть не была отделена в приказах от административной; можно принять почти за правило, что приказ являлся судебным местом для тех лиц, которых он по роду дел имел в своём управлении. Приказы действовали именем государя и были высшими правительственными и судебными местами; жалобы на их решения приносились государю и рассматривались в царской думе постоянно.
1. Необходимо было упрочить самодержавие Необходимость создания централизованного государства Для ограничения боярского произвола Для укрепления обороно России
2. Избранная рада подчинялась исключительно царю. Ликвидированы были кормления (1555) Была расширена система приказов. В результате реформ в России сложилась сословно-представительная монархия.
3. Необходим был сословно-представительный орган, созываемый на исключительные случаи, когда одной Боярской думы были недостаточно.
4. Приказы являлись главными органами центрального управления.
5. Была проведена губная реформа, начатая еще Еленой Глинской. Создавались губные и земские избы. Кормление было отменено. Посадские люди получили право избирать земских судей, целовальников. Большие полномочия органов местного самоуправления позволяли содержать меньшее число чиновников. Новгород окончательно утратил демократию (погром Новгорода), перестал считаться городом свободы.
Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие — письменной частью. Первые назывались судьями, вторые — дьяками и подьячими.
Судей в приказах было по одному, а в более важных — по два и более. Один из судей был главным. Главным судьей обычно назначался кто-нибудь из членов боярской думы, иногда же — стольник или дворянин. Остальные судьи большей частью были думные или простые дьяки. Исключением из общего правила являлся приказ тайных дел, который состоял только из дьяков и подьячих. Это объясняется особым характером этого приказа, являвшегося как бы собственной канцелярией царя.
Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью. Для приведения в исполнение разных распоряжений и приказаний в посольском приказе существовали толмачи, во дворце — трубники, в других приказах — дети боярские, недельщики, деньщики, пушкари. Их обязанностью было призывать тяжущихся в суд и отдавать обвиняемых на поруки, содержать их до суда под своим наблюдением, производить взыскания с должников, приводить в исполнение наказания, доставлять переписку приказов по принадлежности.
Ведомства приказов не были строго разграничены; иногда в приказе сосредоточивалось столько разнородных дел, что он почти не соответствовал своему названию. Судебная часть не была отделена в приказах от административной; можно принять почти за правило, что приказ являлся судебным местом для тех лиц, которых он по роду дел имел в своём управлении. Приказы действовали именем государя и были высшими правительственными и судебными местами; жалобы на их решения приносились государю и рассматривались в царской думе постоянно.
Необходимость создания централизованного государства
Для ограничения боярского произвола
Для укрепления обороно России
2. Избранная рада подчинялась исключительно царю.
Ликвидированы были кормления (1555)
Была расширена система приказов.
В результате реформ в России сложилась сословно-представительная монархия.
3. Необходим был сословно-представительный орган, созываемый на исключительные случаи, когда одной Боярской думы были недостаточно.
4. Приказы являлись главными органами центрального управления.
5. Была проведена губная реформа, начатая еще Еленой Глинской. Создавались губные и земские избы. Кормление было отменено. Посадские люди получили право избирать земских судей, целовальников. Большие полномочия органов местного самоуправления позволяли содержать меньшее число чиновников. Новгород окончательно утратил демократию (погром Новгорода), перестал считаться городом свободы.