Иван Калита. Русская живопись XIV—XV вв. испытала невиданный расцвет. В искусство проникают представления о реальном человеке и ценности человеческой личности. Страдания распятого Христа, переживания Богоматери, образы святых и праведников стали средством передачи человеческих чувств.Божественное становилось понятным: в живописи раскрывались не только религиозные символы, но и психологические переживания изображенных людей. Человек и его духовный мир — центральная тема русской живописи. О художниках русского средневековья чаще всего нам известно мало. Одно из счастливых исключений — биография великого художника Феофана Грека. О нем рассказал монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый, прозванный так за литературный талант. Феофан был «родом грек». Родился он, по-видимому, в 30-х годах XIV в. В 1378 г. он прибыл в Новгород, а до этого работал в Константинополе и других городах Византийской империи.
Боярская партия не теряла надежды сохранить полноту власти в своих руках, манипулируя 16-летним неопытным (а по некоторым сведениям, и неграмотным) царем-юношей.Выборы царя – это событие, произошедшее четыре столетия назад. Оно значимо еще и потому, что явилось одним из первых задокументированных свидетельств избрания главы России широким представительством сословий на альтернативной основе. Для самодержавного царства с почти абсолютной властью монарха это явление уникальное. Для его понимания необходимо совершить небольшой экскурс в историю.Начало XVII века Россия встречала в состоянии глубокого социально-экономического и политического кризиса, известного в исторической литературе как Смутное время. Этот глобальный кризис осложнялся династической неопределенностью, вызванной пресечением старинной династии Рюриковичей в 1598 году. После смерти последнего представителя этой династии – царя Федора Иоанновича, престол перешел сначала его супруге Ирине, а затем брату последней – боярину Борису Годунову. Легитимность Годунова в глазах старших и более родовитых бояр, выводивших свою родословную от легендарного Рюрика, постоянно оспаривалась. Неудивительно, что как только Годунов испустил дух в апреле 1605 года, сразу начался новый виток династической борьбы.Вскоре власть в стране получил самозванец Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудесным образом сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Его правление оказалось недолгим, так как боярская партия не могла примириться с возрастающим влиянием самозванца на внутренние дела государства. Уже через год, в мае 1606 года, в результате заговора и убийства Лжедмитрия I, новым царем становится представитель боярской партии Василий Шуйский.
О художниках русского средневековья чаще всего нам известно мало. Одно из счастливых исключений — биография великого художника Феофана Грека. О нем рассказал монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый, прозванный так за литературный талант. Феофан был «родом грек». Родился он, по-видимому, в 30-х годах XIV в. В 1378 г. он прибыл в Новгород, а до этого работал в Константинополе и других городах Византийской империи.