дайте ответ на этот вопрос 3. Подготовьте сообщение (презентацию) о каком-либо виде воору- армией на фронтах Первой мировой войны. Расскажите о его создателе, достоинствах и недостатках, сравните с иностранными аналогами.
1. Отмена крепостного права была вызвана следующими причинами:
- А. Военно-техническая отсталость России, которая стала очевидной во время Крымской войны. Во время этого конфликта стало ясно, что крепостное право неспособно предоставить достаточно солдат для боевых действий, поэтому было решено отменить его.
- Б. Рост крестьянских восстаний также способствовал отмене крепостного права. Крестьяне выступали против своей крепостной зависимости и требовали своих прав и свобод.
- В. Возможность новой "пугачевщины" в России была одной из причин отмены крепостного права. После неудачной Пугачевской бунта власти опасались возможности возникновения нового восстания, поэтому решили предоставить крестьянам больше прав и свобод.
- Г. Желание помещиков ликвидировать крепостное право было ещё одной причиной его отмены. Многие помещики понимали, что крепостное право ограничивало развитие экономики и мешало им совершать сделки с крестьянами.
- Д. Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования также способствовал отмене крепостного права. Эта система стала неэффективной и препятствовала развитию сельского хозяйства и промышленности.
- Е. Требования лидеров иностранных держав об отмене крепостного права были важным фактором в принятии решения об его отмене. Иностранные правители призывали Россию к преодолению крепостничества и изменению социально-экономической системы.
2. Права и свободы, которые были предоставлены крестьянам Манифестом 1861 года:
- А) Право не служить в армии.
- Б) Право заниматься предпринимательством.
- В) Право заниматься фермерством.
- Г) Личная свобода.
- Д) Выборное крестьянское самоуправление.
- Е) Право дарить надел до выплаты выкупа.
- Ж) Право заниматься торговыми операциями.
- З) Выходить из крестьянской общины до выплаты выкупа.
- И) Право переходить в другие сословия.
3. Запись правильных ответов:
- 1) Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп - Б
- 2) Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками - Г
- З) Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции - В
- 4) Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли - Е
- 5) 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течение 49 лет - Д
- 6) Преобразование в какой-либо сфере государства - А
4. Правильная последовательность исторических событий в хронологическом порядке:
- 1) реформа городского самоуправления
- 2) отмена крепостного права
- 3) введение всеобщей воинской повинности
- 4) судебная реформа
5. Реформу в области образования Александр II не проводил. Правильный ответ - 2.
6. Соответствие положений судебной реформы 1864 г. и принципов:
- А) О делах, производимых в публичных заседаниях судебных мест, дозволяется печатать для всеобщего сведения - 3 (гласность суда)
- Б) Судебная власть... распространяется на всех и на все дела, как гражданские, так и уголовные - 1 (независимость суда)
- В) В судебном разбирательстве участвуют представители защиты и обвинения - 4 (состязательность процесса)
7. Недостатком Крестьянской реформы 1861 г. было сохранение крупных помещичьих земельных владений. Правильный ответ - 1.
8. Осуществление Великих реформ 1860-1870-х гг. дало толчок развитию капитализма в России. Правильный ответ - б.
9. Единый проект закона об отмене крепостного права разрабатывали редакционные комиссии, губернские дворянские комитеты и крестьянские комитеты. Правильный ответ - г.
10. В состав земской реформы 1864 г. входили следующие элементы:
- а) выборный характер земств
- б) земства по первым двум куриям избирались на основе имущественного ценза
- д) земства содержали больницы, школы, тюрьмы, дороги
- е) во главе губернских земств стояло центральное земство
- ж) депутатов земств называли гласными
Таблица прав и обязанностей различных социальных групп:
Сословие | Права | Обязанности
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Служилые люди | 1. Имели право на высшую образование и служилые | 1. Обязаны были служить в военных ведомствах и
| звания | защищать государство от внешних угроз
| 2. В налогах имеют льготы | 2. Выполнять приказы государства
| 3. Возможность осуществлять управленческие | 3. Отдавать часть своего дохода и имущества государству
| функции в армии и правительстве
| 4. Привилегии при наследовании земли и имущества
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Крестьяне | 1. Владение землей на правах поселения | 1. Обязаны вести сельское хозяйство и производить
| (собственнического участка), на котором | продукты для государства и себя
| проводились государственные раскопки
| 2. Налоговые льготы и право на участие в
| сельском самоуправлении
| 3. Право передвижения по месту жительства | 2. Уплачивать налоги во время сборов
| и владения конскими силами, провозить продукты
| через государственные границы
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Холопы | 1. Имущество принадлежит крепостному господину | 1. Выполнять тяжелую физическую работу на земле господина
| (боярину, дворянину), а не лично его
| собственность
| 2. Не могут покинуть место жительства без
| специального разрешения господина
| 3. Не могут владеть землей и имуществом
| 4. Принадлежат праву господина на свободу | 2. Работать на поле и в доме господина
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Черные люди" | 1. Имеют свободу передвижения и выбора профессии | 1. Обязаны выполнять свои профессиональные обязанности
(торговцы) | и места работы | 2. Платить налоги и сборы
| 2. Имеют право собственности на торговое
| имущество и оборудование
| 3. Свобода торговли и ценообразования
| 4. Участники городских самоуправлений
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Гости | 1. Не подчиняются местным правилам и ограничениям | 1. Вести себя уважительно и соблюдать местные традиции
| 2. Возможность пользоваться гостиницами,
| трактирами и другими услугами, предоставляемыми
| местными жителями
| 3. Право покупать товары и услуги на местном
| рынке
| 4. Возможность посещать развлекательные
| мероприятия и придворные праздники
Оценка выполнения задания будет зависеть от полноты и правильности заполнения таблицы в соответствии с историческим контекстом и знаниями ученика. Для получения дополнительных баллов, ученик может привести конкретные примеры или иллюстрации из истории, чтобы подкрепить свои ответы.
- А. Военно-техническая отсталость России, которая стала очевидной во время Крымской войны. Во время этого конфликта стало ясно, что крепостное право неспособно предоставить достаточно солдат для боевых действий, поэтому было решено отменить его.
- Б. Рост крестьянских восстаний также способствовал отмене крепостного права. Крестьяне выступали против своей крепостной зависимости и требовали своих прав и свобод.
- В. Возможность новой "пугачевщины" в России была одной из причин отмены крепостного права. После неудачной Пугачевской бунта власти опасались возможности возникновения нового восстания, поэтому решили предоставить крестьянам больше прав и свобод.
- Г. Желание помещиков ликвидировать крепостное право было ещё одной причиной его отмены. Многие помещики понимали, что крепостное право ограничивало развитие экономики и мешало им совершать сделки с крестьянами.
- Д. Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования также способствовал отмене крепостного права. Эта система стала неэффективной и препятствовала развитию сельского хозяйства и промышленности.
- Е. Требования лидеров иностранных держав об отмене крепостного права были важным фактором в принятии решения об его отмене. Иностранные правители призывали Россию к преодолению крепостничества и изменению социально-экономической системы.
2. Права и свободы, которые были предоставлены крестьянам Манифестом 1861 года:
- А) Право не служить в армии.
- Б) Право заниматься предпринимательством.
- В) Право заниматься фермерством.
- Г) Личная свобода.
- Д) Выборное крестьянское самоуправление.
- Е) Право дарить надел до выплаты выкупа.
- Ж) Право заниматься торговыми операциями.
- З) Выходить из крестьянской общины до выплаты выкупа.
- И) Право переходить в другие сословия.
3. Запись правильных ответов:
- 1) Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп - Б
- 2) Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками - Г
- З) Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции - В
- 4) Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли - Е
- 5) 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течение 49 лет - Д
- 6) Преобразование в какой-либо сфере государства - А
4. Правильная последовательность исторических событий в хронологическом порядке:
- 1) реформа городского самоуправления
- 2) отмена крепостного права
- 3) введение всеобщей воинской повинности
- 4) судебная реформа
5. Реформу в области образования Александр II не проводил. Правильный ответ - 2.
6. Соответствие положений судебной реформы 1864 г. и принципов:
- А) О делах, производимых в публичных заседаниях судебных мест, дозволяется печатать для всеобщего сведения - 3 (гласность суда)
- Б) Судебная власть... распространяется на всех и на все дела, как гражданские, так и уголовные - 1 (независимость суда)
- В) В судебном разбирательстве участвуют представители защиты и обвинения - 4 (состязательность процесса)
7. Недостатком Крестьянской реформы 1861 г. было сохранение крупных помещичьих земельных владений. Правильный ответ - 1.
8. Осуществление Великих реформ 1860-1870-х гг. дало толчок развитию капитализма в России. Правильный ответ - б.
9. Единый проект закона об отмене крепостного права разрабатывали редакционные комиссии, губернские дворянские комитеты и крестьянские комитеты. Правильный ответ - г.
10. В состав земской реформы 1864 г. входили следующие элементы:
- а) выборный характер земств
- б) земства по первым двум куриям избирались на основе имущественного ценза
- д) земства содержали больницы, школы, тюрьмы, дороги
- е) во главе губернских земств стояло центральное земство
- ж) депутатов земств называли гласными
Сословие | Права | Обязанности
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Служилые люди | 1. Имели право на высшую образование и служилые | 1. Обязаны были служить в военных ведомствах и
| звания | защищать государство от внешних угроз
| 2. В налогах имеют льготы | 2. Выполнять приказы государства
| 3. Возможность осуществлять управленческие | 3. Отдавать часть своего дохода и имущества государству
| функции в армии и правительстве
| 4. Привилегии при наследовании земли и имущества
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Крестьяне | 1. Владение землей на правах поселения | 1. Обязаны вести сельское хозяйство и производить
| (собственнического участка), на котором | продукты для государства и себя
| проводились государственные раскопки
| 2. Налоговые льготы и право на участие в
| сельском самоуправлении
| 3. Право передвижения по месту жительства | 2. Уплачивать налоги во время сборов
| и владения конскими силами, провозить продукты
| через государственные границы
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Холопы | 1. Имущество принадлежит крепостному господину | 1. Выполнять тяжелую физическую работу на земле господина
| (боярину, дворянину), а не лично его
| собственность
| 2. Не могут покинуть место жительства без
| специального разрешения господина
| 3. Не могут владеть землей и имуществом
| 4. Принадлежат праву господина на свободу | 2. Работать на поле и в доме господина
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Черные люди" | 1. Имеют свободу передвижения и выбора профессии | 1. Обязаны выполнять свои профессиональные обязанности
(торговцы) | и места работы | 2. Платить налоги и сборы
| 2. Имеют право собственности на торговое
| имущество и оборудование
| 3. Свобода торговли и ценообразования
| 4. Участники городских самоуправлений
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Гости | 1. Не подчиняются местным правилам и ограничениям | 1. Вести себя уважительно и соблюдать местные традиции
| 2. Возможность пользоваться гостиницами,
| трактирами и другими услугами, предоставляемыми
| местными жителями
| 3. Право покупать товары и услуги на местном
| рынке
| 4. Возможность посещать развлекательные
| мероприятия и придворные праздники
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оценка выполнения задания будет зависеть от полноты и правильности заполнения таблицы в соответствии с историческим контекстом и знаниями ученика. Для получения дополнительных баллов, ученик может привести конкретные примеры или иллюстрации из истории, чтобы подкрепить свои ответы.