именно античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и самому себе, который предопределил судьбу западного мира. именно этому способу отношения к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, , ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты. греческий и латынь всю европейскую оставались и остаются языком ученых, юристов, медиков именно потому, что на этих языках античные мыслители зафиксировали основы логики, морфологии и основных наук.
чудовища, изображенные в мифах, их борьба с героями и победа героев людям осмыслить и частично отрефлексировать враждебные природные силы и экзистенциальные проблемы бытия. человек, живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчужденным от природы. мифы создавали целостный образ мира, в котором все имело свое значение, место и объяснение. прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. мифы определяли образ жизни и поведение человека.
трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением целостной и гармоничной модели мира и соответствующего ей целостного бытия греков.
вместо древнегреческой живой пластики в произведениях древних римлян доминируют символика и аллегория.
римляне остро осознавали утрату способа целостного и художественного восприятия мира, пытаясь любыми средствами доказать свое родство с греческим миром. это нередко заставляло их создавать грандиозные по масштабам сооружения, чтобы, таким образом, восполнить ограниченность своих возможностей в сфере пластики трехмерного образа.
римские храмы, форумы, фрески, мозаики, рельефы, скульптуры (даже копии с греческих шедевров) значительно превосходили масштабами древнегреческие. однако это к тому, что римские памятники иногда могут вызывать ощущение неестественности и двойственности.
римляне уже не могли приблизиться к греческому идеалу, так как была утеряна естественная модель мира – основа и тайна древнегреческого величия.
но рим достойно выполнил свою миссию: он сохранил для европы греческую античность, транслируя и тиражируя ценности величайшей культуры.
древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. в ней не было события личности, органически вписанного в события полиса и космоса как у греков. событийная модель римлянина до двух событий: событие индивида вписывалось в событие государства, или римской империи.
именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида. им принадлежат непревзойденные скульптурные портреты с феноменально точной передачей уникальных особенностей лица, характера, привычек, а также рельефы, достоверно фиксировавшие события жизни империи – так называемые «» рельефы и портреты.
архитектура рима достигла высокого развития, как в инженерном отношении, так и в художественной и социальной функциях. принципиально по-новому понимали римляне идею единства художественной формы и социального пространства.
совершенно очевидно, что отношение римлян к форме, объему, пространству, к человеку и космосу принципиально иное, нежели у греков. и важным моментом, объясняющим это различие, является ориентация на второе событие двухсобытийной римской модели мира – на событие империи.
это событие заменяет римлянину событие космоса, представляется колоссальным в соответствии с огромном пространством империи.
даже такие монументальные бронзовые шедевры, как «капитолийская волчица», фиксируется в своей связи с легендой о происхождении империи.
в свете сказанного становится понятным, почему под античностью следует понимать прежде всего древнегреческую культуру.
в плане под античностью подразумевается период древней (i тыс. до н. э. - v в. н. охватывающий греко-римское рабовладельческое общество. его закончилась в результате кризиса, а затем и краха римской империи. следует иметь в виду, что к viii в. до н. э. древняя греция формируется как империя, которая стремится приобрести колонии. древние греки поселяются на побережье морей эгейского, мраморного и черного, обживают северное побережье африки, юг италии, острова сицилию и кипр.
Своим расцветом золотая орда в значительной мере была обязана беспощадному ограблению покоренных народов. как государство орда была лишена единой базы. постоянные распри ордынских ханов и непрекращающиеся восстания завоеванных народов делали неизбежным распад золотой орды. упорная борьба многих народов и прежде всего народа против татаро-монгольского ига была могучим фактором, который способствовал падению золотоордынского государства. победа, одержанная полками на куликовом поле над войсками мамая, ускорила распад золотой орды на отдельные ханства. основное ядро татаро-монгольского государства — большая орда — все более слабело. большая орда кочевала в низовьях волги. после ее распада образовалось несколько новых государств. во второй четверти xv века в среднем поволжье возникло казанское ханство. оно вело борьбу с государством за господство в среднем поволжье. первые казанские ханы улу мухаммед и его сыновья юсуф и махмутек грабили земли, порой угрожая самой москве. но в то время, когда в землях шел процесс объединения, в казанском ханстве происходила постоянная междоусобная борьба за власть. другое феодальное государство — астраханское ханство возникло в середине xv века в нижнем поволжье. это также был источник постоянных набегов на русь. сибирское ханство образовалось на территории западной сибири, между реками тоболом, турой, иртышем и обью. оно подчинило себе местные народы хантов и манси. на просторах от волги до иртыша кочевала ногайская орда, возникшая в конце xiv века. она пользовалась большим политическим влиянием в казанском, астраханском и сибирском ханствах. под властью новообразованных государств оказались многие народы, занимающиеся преимущественно земледелием и скотоводством. важную роль в их жизни играли промыслы — охота и рыболовство. у народов поволжья выделилась своя знать, начинали строиться города. укрепленные города строили и татаро-монгольские завоеватели. подать с местного населения взималась натурой — «ясак». завоевание татаро-монголами поволжья не прервало связей руси с соседними . в конце xiv века нижегородские князья подчинили себе часть мордовской земли. с потерей самостоятельности нижегородского княжества эти земли вошли в состав централизованного государства. татаро-монгольские завоеватели обосновались на крымском полуострове в xiii веке. здесь было образовано особое татарское наместничество, подчиненное золотой орде. татарская знать стремилась закрепить в своем владении крымский полуостров. захватывались близлежащие земли, грабилось население. татаро-монгольское присутствие в крыму отрезало от руси северное причерноморье. ситуацией воспользовались итальянцы для утверждения своих колоний. в xiii веке с разрешения монгольского великого хана в крыму была основана генуэзская колония кафа. генуэзские колонии существовали и в других городах: в херсонесе, , сугдее, керчи. венецианские купцы вели борьбу с генуэзцами за право торговли с крымом. из колоний вывозились зерно, соль, меха, лес и тому подобные товары. татарские ханы сбывали через итальянские колонии рабов, получая драгоценности, ткани, оружие. колонии были обязаны платить день, а в случае отказа подвергались разорению. к 20-м xv века относится образование крымского ханства. литовское княжество, заинтересованное в ослаблении золотой орды, утвердиться в крыму в качестве хана хаджи гирею. такую же цель преследовало и правительство. поэтому оно стремилось поддерживать с крымским ханством дипломатические отношения. кроме того, купцы были заинтересованы наладить через гавани северного причерноморья торговые связи со странами южной европы. после падения константинополя и захвата полуострова, к завоева
ответ:
именно античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и самому себе, который предопределил судьбу западного мира. именно этому способу отношения к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, , ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты. греческий и латынь всю европейскую оставались и остаются языком ученых, юристов, медиков именно потому, что на этих языках античные мыслители зафиксировали основы логики, морфологии и основных наук.
чудовища, изображенные в мифах, их борьба с героями и победа героев людям осмыслить и частично отрефлексировать враждебные природные силы и экзистенциальные проблемы бытия. человек, живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчужденным от природы. мифы создавали целостный образ мира, в котором все имело свое значение, место и объяснение. прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. мифы определяли образ жизни и поведение человека.
трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением целостной и гармоничной модели мира и соответствующего ей целостного бытия греков.
вместо древнегреческой живой пластики в произведениях древних римлян доминируют символика и аллегория.
римляне остро осознавали утрату способа целостного и художественного восприятия мира, пытаясь любыми средствами доказать свое родство с греческим миром. это нередко заставляло их создавать грандиозные по масштабам сооружения, чтобы, таким образом, восполнить ограниченность своих возможностей в сфере пластики трехмерного образа.
римские храмы, форумы, фрески, мозаики, рельефы, скульптуры (даже копии с греческих шедевров) значительно превосходили масштабами древнегреческие. однако это к тому, что римские памятники иногда могут вызывать ощущение неестественности и двойственности.
римляне уже не могли приблизиться к греческому идеалу, так как была утеряна естественная модель мира – основа и тайна древнегреческого величия.
но рим достойно выполнил свою миссию: он сохранил для европы греческую античность, транслируя и тиражируя ценности величайшей культуры.
древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. в ней не было события личности, органически вписанного в события полиса и космоса как у греков. событийная модель римлянина до двух событий: событие индивида вписывалось в событие государства, или римской империи.
именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида. им принадлежат непревзойденные скульптурные портреты с феноменально точной передачей уникальных особенностей лица, характера, привычек, а также рельефы, достоверно фиксировавшие события жизни империи – так называемые «» рельефы и портреты.
архитектура рима достигла высокого развития, как в инженерном отношении, так и в художественной и социальной функциях. принципиально по-новому понимали римляне идею единства художественной формы и социального пространства.
совершенно очевидно, что отношение римлян к форме, объему, пространству, к человеку и космосу принципиально иное, нежели у греков. и важным моментом, объясняющим это различие, является ориентация на второе событие двухсобытийной римской модели мира – на событие империи.
это событие заменяет римлянину событие космоса, представляется колоссальным в соответствии с огромном пространством империи.
даже такие монументальные бронзовые шедевры, как «капитолийская волчица», фиксируется в своей связи с легендой о происхождении империи.
в свете сказанного становится понятным, почему под античностью следует понимать прежде всего древнегреческую культуру.
в плане под античностью подразумевается период древней (i тыс. до н. э. - v в. н. охватывающий греко-римское рабовладельческое общество. его закончилась в результате кризиса, а затем и краха римской империи. следует иметь в виду, что к viii в. до н. э. древняя греция формируется как империя, которая стремится приобрести колонии. древние греки поселяются на побережье морей эгейского, мраморного и черного, обживают северное побережье африки, юг италии, острова сицилию и кипр.
объяснение: