ичность царя Петра Великого начала формироваться с самого его детства. Он был младшим сыном царя Алексея от брака с Натальей Нарышкиной и родился 30 мая 1672 года. С самых ранних лет отличился крепким здоровьем и активным интересом к военным наукам. Это отложило свой отпечаток на то, как формировалась личность царя Петра.Когда мальчику исполнилось всего 4 года, умер его отец царь Алексей. Русский престол занял Федор Алексеевич, крестный отец Петра. Царь Федор сделал все для того, чтобы ребенок получил отличное образование. Начиная с пяти лет, Петра начали учить грамоте. Доподлинно известно, что первым его учителем был Никита Зотов. По распоряжению царя Федора Алексеевича с 10 лет Петра должны были начать обучать сложным наукам, но ровно за месяц до исполнения 10 лет, царь Федор умер. Власть с того момента фактически была сосредоточена в руках Софьи, которая отдалила брата и его мать от двора. Наталья Нарышкина с сыном выехала в село Преображенское. Именно там Петр стал активно интересоваться военными науками, которые отложили сильный отпечаток на то, как формировалась личность царя Петра.Неподалеку от Преображенского, Петр, пользуясь и знаниями иностранных людей, строит свою «потешную» крепость, получившую название Пресбург. Здесь в полной мере формировалась личность царя. Образованием Петра занимались иностранные ученые. Учителем по математике и фортификации был голландец Тиммерман. Морскому делу обучал еще один голландец Брант. Военному же ремеслу обучали Гордон из Шотландии и Лефорт из Франции. Именно отдаление от двора и постоянное общение с иностранными учителями позволили сформировать личность Петра, который, едва ли не первым из русских царей, отлично разбирался в военной науке и сам был очень образованным человеком. Благодаря этим качествам царь в будущем умело управлял страной.Здесь же в крепости Пресбург Петр начинает формирование своего «потешного» полка. Таких полков было образовано два – Преображенский и Семеновский. Именно эти полки стали прообразом русской гвардии.Личность Петра Великого уникальна для России того времени. Он видел отсталость России от Европейских стран, видел, в чем заключались основные беды русского государства и посвятил всю свою жизнь для того, чтобы Россия совершила качественный скачек в развитии. Отличительной чертой характера этого правителя является его тяга к знаниям. Русский царь не останавливался на достигнутом и постоянно расширял свой кругозор и область знаний. Заслуги Петра в развитии образования в России переоценить невозможно.
Кантемир (Дмитрий Константинович) - молдавский господарь (1673 - 1723), отец Антиоха Кантемира . Пробыв, в качестве заложника, в Константинополе с 1687 по 1691 г., Кантемир изучил турецкий и персидский языки, благодаря чему занимал впоследствии в Порте высокие должности; занимался также историей, архитектурой, философией, математикой, составлял описания Молдавии и Турции. В 1710 г., во время войны Турции с Россией, Дмитрий Кантемир был назначен молдавским князем и должен был принять участие в военных действиях. Но, недовольный визирем и желая избавить свою страну от турецкого ига, он 13 апреля 1711 г. заключил с Петром Великим трактат, обязуясь сообщать ему о турецких делах. По окончании прутского похода Дмитрий Кантемир, с 1000 молдавских бояр, прибыл в Россию и получил княжеское достоинство Российской империи, с титулом светлости, значительную пенсию, обширные имения в нынешней Харьковской губернии и право жизни и смерти над прибывшими с ним в Россию молдаванами. Во время похода Петра в Персию Кантемир управлял походной канцелярией царя и составлял разные воззвания и манифесты к жителям Персии. Оставил двух дочерей и четырех сыновей. По своему времени Дмитрий Кантемир был весьма образованным человеком; кроме языков турецкого и персидского, он знал языки арабский, греческий, латинский, итальянский, русский, румынский и французский. Сочинения его: "История образования и падения Оттоманской империи", на латинском языке; "Древняя и новая история Дакии", на молдавском языке (напечатана в 1836 г.); "История фамилий Бранковано и Кантакузенов", на молдавском языке; "История магометан" (погибла на Каспийском море во время бури); "Историческое, географическое и политическое описание Молдавии" (напечатанное в немецком переводе в "Магазине" Бюшинга ; на русском языке издано Левшиным , 1789); "Система турецкого вероисповедания" (на русском языке, Санкт-Петербург, 1722); "Мир и душа"; "История сотворения"; "Руководство к изучению турецкой музыки"; возражение на Катехизис Феофана Прокоповича: "Loca obscura in Cathechisi etc." Это последнее сочинение разобрано Извековым("Памятники новой русской истории", том I), Ср. Бантыш-Каменский , "Словарь" (том III); статьи Г. Г., в "Бессарабских Губернских Ведомостях" (1867, № 19). В. Р-в.