Дмитро Дорошенко в «Історії України 1917-
1923 рр.» пише: «Ще перед початком війни до
Росії приїхало кілька знаних москвофільських
діячів, котрі зараз же, як тільки вибухнула війна,
заложили в Києві "Карпато-русский освободи-
тельный комитет", який ставив собі офіціально метою “освідомлювати російське громадянство і виз-
воляючу російську армію про історичні переживання й теперішнє національно-культурне і політичне
становище російського Прикарпаття", - фактично ж мав допомагати російській владі у нищенні ук-
раїнства й насаджуванні зросійщення. З кругів цього комітету вийшла підготовлена капітаном Нар-
кевичем брошура “Современная Галичина", видана Штабом Київської Військової Округи. Вона видава-
лася на руки кожному російському офіцеру, який їхав на галицький фронт, і в ній давалися вказівки, як
відрізняти “мазепинців" від “руських"...»
A Про які явища суспільно-політичного життя свідчать наведені в джерелі факти?
БЗ якою метою російська влада вдавалася до таких дій?
Каковы же истоки “американского чуда”? Объясняя этот феномен, исследователи называют ряд факторов. Немецкий социолог и историк М. Вебер в работе “Протестантская этика и дух капитализма” интенсивное развитие капитализма в США связывает с особым духовным зарядом, который содержало учение английских протестантов-кальвинистов, переселившихся в Америку целыми общинами в результате преследования на родине правительством. Кальвинисты рассматривали всякий труд как богоугодное дело, осуществление божественного призвания. Успех в трудовой сфере, предпринимательской деятельности расценивался ими как показатель божественного покровительства. Не менее важную роль играли демократические традиции, которые принесли с собой английские колонисты. Эти традиции в результате Американской революции получили свое дальнейшее развитие. Распространенное в американском обществе ощущение свободы и больших возможностей для самореализации стали мощным фактором для активной хозяйственной деятельности. Реализации “американского чуда и то решение национального вопроса, которое осуществилось в США. США называют “этническим котлом”, в котором в результате взаимодействия различных культур, складывалась новая этническая общность — “американский народ”, ассимилирующий все богатство накопленного этими народами опыта. Не малое значение в этом про
Возникновение государства у восточных славян
На территории Восточной Европы издавна обитали различные славянские племена. Об этом имеются многочисленные свидетельства греческих, римских, арабских ученых. Славяне описаны под именем венедов у римских историков Тацита и Плиния Старшего. В VI в. н.э. о «винидах» упоминал автор «Истории готов» Иордан. Византийский историк VI в. Прокопий указывал на племена антов и склавинов, занимавших огромные пространства в бассейне Дона. Свидетельства хронистов позволяют полагать, что славяне являются автохтонами (коренными жителями) Восточной Европы. К середине I тыс. н.э. происходит масштабное расселение славян на огромных территориях между Эльбой на западе, оз. Ильмень на севере, причерноморскими степями на юге и Волгой на востоке, повлекшее деление славян на восточных, западных и южных. Название одного из восточнославянских племен – рус (рос, рось), встречается с IV в. Основным ареалом проживания русов являлась лесостепь среднего Поднепровья. Примерно на рубеже V–VI вв. в Поднепровье сложился союз племенных групп руси и полян, за которым закрепилось название «Русь». С IX в. это название преобладает в обозначении восточных славян. Его происхождение наукой точно не выяснено.
В «Повести временных лет» упоминаются крупные славянские «княжения» – поляне, древляне, дреговичи, ильменские славяне, кривичи, полочане, северяне, родимичи, вятичи и др. Это были большие племенные союзы, возглавляемые вождями (сохранились их имена – Бож, Добригаст, Межимир). Большинство ученых относит складывание государственного устройства у восточных славян к VI–VIII вв. Всего, по источникам, было 14 племенных союзов, каждый из которых насчитывал до 10 племен. Достоверных научных данных об их политическом и социальном устройстве нет. Племенные союзы VI–VII вв. являлись протогосударственными образованиями. Уже к VIII в. сложилось три центра формировавшейся восточнославянской государственности – Куявия (южная часть племен, объединившаяся вокруг города Киева), Славия (как итог консолидации северных славянских племен вокруг Новгорода) и Артания (предположительно на Таманском п-ве). Постепенно остались два влиятельных центра восточнославянской государственности – на юге Киев, на севере Новгород.
Зарождение государственности у восточных славян связано с Древнерусским государством (IX–XII вв.). Оно сформировалось в результате длительного экономического и социально-политического развития восточнославянских народов. Процесс их консолидации завершился во второй половине IX в. объединением Киева и Новгорода. По летописи, объединение восточнославянских племен, обитавших к югу от Новгорода, начал князь Олег, родственник Рюрика. В 882 г. он с новгородской дружиной захватил Киев, ставший столицей. Объединение вокруг сильного центра экономическому подъему славянских земель и их успешной борьбе с врагами (варягами, печенегами, хазарами и др.), началу оформления центральной власти. Примечательно, что в договорах с Византией 911 г. и 944 г. еще есть упоминание о подвластных Киеву князьях (Полоцких, Смоленских и др.), то договор 971 г. подписал уже один киевский князь Святослав. На конкретное время появления Киевской Руси в науке существует две точки зрения. По одной (С. В. Юшков, Б. Н. Рыбаков), о Древнерусском государстве можно говорить начиная с IX в. По другой (И. Я. Фроянов и др.), до конца Х в. Киевская Русь представляла собой не государство, а племенной союз.
Причины образования древнерусского государства в целом идентичны подобным причинам в странах Европы – это имущественная и социальная дифференциация общества, закрепление не-равенства и формирование классов. Непосредственными причинами объединения послужили: экономические (развитие ремесел, торговли, необходимость объединения экономического потенциала); внешнеполитические (враждебное окружение); социально-классовые (потребность феодалов в объединении усилий для закрепления своей власти); этническая и религиозная близость, игравшая в раннем средневековье огромную роль (единство языка, культуры, обычаев, языческих божеств и др.). Консолидирующим фактором стало принятие в 988 г. христианства по византийскому (православному) обряду. Великим князьям импонировала христианская доктрина, которая рассматриваламонарха как олицетворение божественного выбора.
Но уже с середины XI в. проявились тенденции к распаду Киевской Руси. Они явились следствием политического укрепления региональных центров и слабых связей между ними, успехов местной экономики, ослабления внешней угрозы, усобиц местных князей. Правда, в конце XI в. угроза половцев заставила русских князей сплотиться, что приостановило распад государства. Следует также учитывать, что держава Рюриковичей была в силу геополитического положения малоустойчива и существовала в сложнейших условиях противостояния между Востоком и Западом. После смерти Ярослава Мудрого возникает специфический (хотя подоб