По мнению историка Никольского, религиозная реформа Владимира явилась завершением начавшегося ещё за сто лет до него процесса и, в сущности, не была реформой для значительной части дружины. Торговые интересы давно уже заставили многих представителей и славян и варягов расстаться со старой верой; ещё при Игоре, более чем за пол века до официального крещения в Киеве уже была церковь Святого Ильи, обслуживавшая ту часть дружины Игоря, которая, по словам летописи, исповедовала христианство. Ко времени княжения Владимира число христиан в княжеской дружине должно было ещё значительно увеличиться. Это обстоятельство и объясняет нам реформационный пыл князя: как в своё время князь Константин должен был легализовать христианство и стать христианином, потому что его войско оказалось на три четверти состоящим из христиан, так и Владимир не мог оставаться при старой вере, когда большая часть его дружины приняла христианство. В тоже время распространение христианства среди киевского военно-купеческого населения энергично велось Византией в её собственных интересах.
Характерной особенностью Владимиро-Суздальского княжества была сильная власть, сосредоточенная в руках у князя. По своему правлению Владимиро-Суздальское княжество фактически противопоставлялось Новгородскому и Псковскому. Роль Вече была скорее совещательной, все решения фактически находились на усмотрении князя. Бояре также не играли здесь своей роли, которую они они имели в других княжествах. Это можно объяснить тем, что тут не было крепкого старого боярства, складывавшегося в течение десятилетий. Города также в основном были новые, населенные переселенцами из других земель.