Реформирование китая в конце xx — начале xxi в2014-06-05
в конце 1970- х годов к власти в пекине вернулся дэн сяопин, репрессирован во время «культурной революции». в 1973 г. он был восстановлен на властной верхушке, однако в 1976 году вновь подвергся преследованиям. после смерти мао цзэдуна его реабилитировали, а с 1978 г. дэн сяопин стал влиятельным политическим деятелем китая, инициатором и главным координатором реформ, хотя и уже не был самым высоким должностным лицом в кпк и государстве. в декабре 1978 под его руководством состоялся пленум цк кпк, поставил радикально изменить внутреннюю и внешнюю политику страны.
1 дацзыбао — стенная «газета больших иероглифов», которая широко использовалась для 154 политической агитации.
реформы в китае начали воплощаться в жизнь с 1979 г. первой из них стала перестройка сельского хозяйства. кооперативы были распущены, крестьяне получили землю в аренду, им разрешалось реализовывать большую часть урожая по свободным ценам, и только определенное количество они сдавали на государственный заказ. доходы крестьян значительно выросли. государство стимулировало сельскохозяйственную реформу, в частности повысила закупочные цены на 18 видов продовольствия. в 1984 г. урожай зерновых в китае достиг 407 млн т — вдвое больше, чем в 1958 это позволило не только «накормить народ», но и превратить китай из импортера сельскохозяйственной продукции в ее экспортера.
почти одновременно началось создание специальных зон. на побережье были выделены четыре зоны и 14 районов, в которых входят крупнейшие промышленные города страны — шанхай, тяньцзинь, гуанджоу и др.. через эти зоны в китай поступают иностранные инвестиции, современная технология, опыт организации современного производства. всего за 1979-1995 pp. иностранные капиталовложения составили более 181 млрд долларов. причем 2/3 до 3/ 4 (по разным оценкам) из них поступило от китайской диаспоры, стало важным фактором успешного развития китайской .
в 1984 г. началась реформа системы государственной промышленностью, цель которой — отказ от централизованного директивного плана и переход к рыночным отношениям. в начале 1995 85 % государственных предприятий работали по подрядным формам работы. в марте 1998 г. на сессии высшего законодательного органа китая были обнародованы такие цифры: в негосударственном секторе занято более 200 млн. человек, что на 80 млн больше, чем на предприятиях и в учреждениях государственного сектора.
в марте 1985 г. было решено реформировать систему в сфере науки и техники для ее скорейшей модернизации в соответствии с требованиями научно — технической революции.
реформы в сфере образования предусматривали ответственность местной власти за начальное образование, содействие развитию профессионально — технического образования, 9 -летнее обязательное обучение, увеличение финансирования образования, расширения самостоятельности высших учебных заведений.
в конце 1993 г. руководство китая начало новые реформы, значительные после 1978 они консолидировали и укрепили национальную валюту, улучшили налоговую систему, которая начала давать больше прибыли, усилили полномочия центрального банка и одновременно предусмотрели большое количество мероприятий, укрепляли права корпораций и граждан, право собственности.
важной чертой достаточно успешных реформ в китае является то, что они осуществляются не «любой ценой», а повышением жизненного уровня населения. объем сберегательных вкладов населения за последние десятилетия увеличился в 103 раза. одновременно в пересчете внп на душу населения китай не входит в число передовых стран, поскольку его население составляет 1,3 млрд.
итак, реформы в китае имеют большой успех. это связано прежде всего с желанием перемен, трудолюбием китайского народа, его талантом, опытом, чувством собственного достоинства, правильной стратегией и тактикой китайского руководства. хотя компартия продолжает играть решающую роль в политической жизни, китая уверенно перешла на рыночные рельсы.
в начале xxi в. китай стал ведущей державой мира. председатель кнр ху цзимтао признан самым влиятельным лидером мира в 2010 г. (вторым стал президент сша барак обама, который возглавлял список самых влиятельных лидеров в 2009 г. премьер — министр россии владимир путин, который в 2009 г. был третьим, переместился на четвертую позицию). такое признание лидера китая свидетельствует важную роль, которую играет эта страна на международной арене.
в составе британской империи индия представляла собой целостную территорию, которой правил вице-король. население ее было многоэтническим и к тому же разных виросповидувань. крупнейшими религиозными группами были индуисты и мусульмане. не было и административного единства. полуостров индостан был разделен на провинции, округа, княжества. все это мешало населения.
лидеры двух основных общин - индуистский национальный конгресс и мусульманская лига сначала вместе выступали против колониальной зависимости, чему индия получила статус доминиона.
тем временем выяснилось, что мусульманская лига стремится не только независимости, но и образования отдельного мусульманского государства, в котором бы мусульмане имели надежные гарантии своего развития. в этом они нашли поддержку со стороны метрополии.
между двумя религиозными группами и их лидерами не было взаимопонимания. когда мусульманская лига согласилась принять участие во временном правительстве, идею которого выдвинули , то на это не пошел национальный конгресс. и наоборот, когда по инициативе национального конгресса были созвано учредительное собрание, то мусульманская лига бойкотировала выборы в них. между индуистами и мусульманами время от времени вспыхивали стычки, прекратить которые, по мнению политиков в и в самой индии, можно было только территориально разъединив враждующие стороны.
в августе 1947 г. индия была разделена на 2 государства - индийский союз и пакистан. индийский союз охватывал крупную часть полуострова. в пакистан отошли провинции на запад и восток от индии, которые этим стали территориально разобщенными.
образование 2-х государств не прекратило трагедии индостана. начался обмен населением м/у 2-мя государствами. переселение сопровождалось массовыми убийствами как с одной, так и с другого конца. во взаимной резне погибло около 100 тысяч осиб.розвиток республики индия. i-е шаги собственного существования республика индия начала по аграрной реформы. у помещиков было изъято ту часть их земель, которую они сдавали в аренду (приблизительно 60 процентов владений). эту землю было передано самим арендаторам. из новых хозяйств за предоставленную землю государство получало налоги и из таких средств рассчитывалась с помещиками. в стране возник новый класс мелких крестьян-землевладельцев.
джавахарлал неру, который возглавлял правительство, располагался под существенным влиянием общественных идей. он добивался расширения государственного сектора в промышленности, планового развития . государственный сектор создавался в тех отраслях, которые требовали больших вложений, которые были не в состоянии сделать некоторые частные собственники (в цветной и черной металлургии, нефтепереработке, машиностроении, промышленности, энергетике). одновременно не оказывалось препятствий развития частного предпринимательства.
в конце 1970- х годов к власти в пекине вернулся дэн сяопин, репрессирован во время «культурной революции». в 1973 г. он был восстановлен на властной верхушке, однако в 1976 году вновь подвергся преследованиям. после смерти мао цзэдуна его реабилитировали, а с 1978 г. дэн сяопин стал влиятельным политическим деятелем китая, инициатором и главным координатором реформ, хотя и уже не был самым высоким должностным лицом в кпк и государстве. в декабре 1978 под его руководством состоялся пленум цк кпк, поставил радикально изменить внутреннюю и внешнюю политику страны.
1 дацзыбао — стенная «газета больших иероглифов», которая широко использовалась для 154 политической агитации.
реформы в китае начали воплощаться в жизнь с 1979 г. первой из них стала перестройка сельского хозяйства. кооперативы были распущены, крестьяне получили землю в аренду, им разрешалось реализовывать большую часть урожая по свободным ценам, и только определенное количество они сдавали на государственный заказ. доходы крестьян значительно выросли. государство стимулировало сельскохозяйственную реформу, в частности повысила закупочные цены на 18 видов продовольствия. в 1984 г. урожай зерновых в китае достиг 407 млн т — вдвое больше, чем в 1958 это позволило не только «накормить народ», но и превратить китай из импортера сельскохозяйственной продукции в ее экспортера.
почти одновременно началось создание специальных зон. на побережье были выделены четыре зоны и 14 районов, в которых входят крупнейшие промышленные города страны — шанхай, тяньцзинь, гуанджоу и др.. через эти зоны в китай поступают иностранные инвестиции, современная технология, опыт организации современного производства. всего за 1979-1995 pp. иностранные капиталовложения составили более 181 млрд долларов. причем 2/3 до 3/ 4 (по разным оценкам) из них поступило от китайской диаспоры, стало важным фактором успешного развития китайской .
в 1984 г. началась реформа системы государственной промышленностью, цель которой — отказ от централизованного директивного плана и переход к рыночным отношениям. в начале 1995 85 % государственных предприятий работали по подрядным формам работы. в марте 1998 г. на сессии высшего законодательного органа китая были обнародованы такие цифры: в негосударственном секторе занято более 200 млн. человек, что на 80 млн больше, чем на предприятиях и в учреждениях государственного сектора.
в марте 1985 г. было решено реформировать систему в сфере науки и техники для ее скорейшей модернизации в соответствии с требованиями научно — технической революции.
реформы в сфере образования предусматривали ответственность местной власти за начальное образование, содействие развитию профессионально — технического образования, 9 -летнее обязательное обучение, увеличение финансирования образования, расширения самостоятельности высших учебных заведений.
в конце 1993 г. руководство китая начало новые реформы, значительные после 1978 они консолидировали и укрепили национальную валюту, улучшили налоговую систему, которая начала давать больше прибыли, усилили полномочия центрального банка и одновременно предусмотрели большое количество мероприятий, укрепляли права корпораций и граждан, право собственности.
важной чертой достаточно успешных реформ в китае является то, что они осуществляются не «любой ценой», а повышением жизненного уровня населения. объем сберегательных вкладов населения за последние десятилетия увеличился в 103 раза. одновременно в пересчете внп на душу населения китай не входит в число передовых стран, поскольку его население составляет 1,3 млрд.
итак, реформы в китае имеют большой успех. это связано прежде всего с желанием перемен, трудолюбием китайского народа, его талантом, опытом, чувством собственного достоинства, правильной стратегией и тактикой китайского руководства. хотя компартия продолжает играть решающую роль в политической жизни, китая уверенно перешла на рыночные рельсы.
в начале xxi в. китай стал ведущей державой мира. председатель кнр ху цзимтао признан самым влиятельным лидером мира в 2010 г. (вторым стал президент сша барак обама, который возглавлял список самых влиятельных лидеров в 2009 г. премьер — министр россии владимир путин, который в 2009 г. был третьим, переместился на четвертую позицию). такое признание лидера китая свидетельствует важную роль, которую играет эта страна на международной арене.
в составе британской империи индия представляла собой целостную территорию, которой правил вице-король. население ее было многоэтническим и к тому же разных виросповидувань. крупнейшими религиозными группами были индуисты и мусульмане. не было и административного единства. полуостров индостан был разделен на провинции, округа, княжества. все это мешало населения.
лидеры двух основных общин - индуистский национальный конгресс и мусульманская лига сначала вместе выступали против колониальной зависимости, чему индия получила статус доминиона.
тем временем выяснилось, что мусульманская лига стремится не только независимости, но и образования отдельного мусульманского государства, в котором бы мусульмане имели надежные гарантии своего развития. в этом они нашли поддержку со стороны метрополии.
между двумя религиозными группами и их лидерами не было взаимопонимания. когда мусульманская лига согласилась принять участие во временном правительстве, идею которого выдвинули , то на это не пошел национальный конгресс. и наоборот, когда по инициативе национального конгресса были созвано учредительное собрание, то мусульманская лига бойкотировала выборы в них. между индуистами и мусульманами время от времени вспыхивали стычки, прекратить которые, по мнению политиков в и в самой индии, можно было только территориально разъединив враждующие стороны.
в августе 1947 г. индия была разделена на 2 государства - индийский союз и пакистан. индийский союз охватывал крупную часть полуострова. в пакистан отошли провинции на запад и восток от индии, которые этим стали территориально разобщенными.
образование 2-х государств не прекратило трагедии индостана. начался обмен населением м/у 2-мя государствами. переселение сопровождалось массовыми убийствами как с одной, так и с другого конца. во взаимной резне погибло около 100 тысяч осиб.розвиток республики индия. i-е шаги собственного существования республика индия начала по аграрной реформы. у помещиков было изъято ту часть их земель, которую они сдавали в аренду (приблизительно 60 процентов владений). эту землю было передано самим арендаторам. из новых хозяйств за предоставленную землю государство получало налоги и из таких средств рассчитывалась с помещиками. в стране возник новый класс мелких крестьян-землевладельцев.
джавахарлал неру, который возглавлял правительство, располагался под существенным влиянием общественных идей. он добивался расширения государственного сектора в промышленности, планового развития . государственный сектор создавался в тех отраслях, которые требовали больших вложений, которые были не в состоянии сделать некоторые частные собственники (в цветной и черной металлургии, нефтепереработке, машиностроении, промышленности, энергетике). одновременно не оказывалось препятствий развития частного предпринимательства.