Целью воспитания Н.И.Новиков считал формирование активной добродетельной личности и призывал людей к нравственному самосовершенствованию, считая, что они станут добродетельными, если будут и образованными.
Полагал, что задачу воспитания юношества должно взять на себя общество.
Считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях, воспитывать любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину.
В журнале "Прибавлений к Московским ведомостям" Н.И. Новиков напечатал статью "О воспитании и наставлении детей". В ней автор призывал к разработке педагогики как теории воспитания, утверждал, что есть уже "довольно материалом для сии науки, которую можно назвать педагогикой". Таким образом, Н.И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой и подчеркнул, что она "есть особенно тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и практического рассудка".
Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество.
В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек активно бороться с самодержавием за благо угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества». .
Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные притупляет их сообразительность, требовал воспитания для всех детей вне зависимости от их сословного положения и считал, что одним «из величайших пунктов конституции государства является воспитание, как общественное, так и частное».
Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело. «Если отец в сыне своем видит своего раба, а власть свою ищет в законоположении, если сын почитает отца наследия ради, то какое благо из того обществу? Или еще один невольник в прибавок ко многим другим, или змея за пазухой...» Радищев считал, что отношения родителей к детям должны быть основаны на взаимном уважении, любви, разумной требовательности; в этом одинаково заинтересованы все общество и каждый отдельный гражданин.
Радищев критиковал индивидуалистическую концепцию воспитания Руссо, едко высмеивал его поклонников, указывал на несообразность их воспитательных средств и методов, «эмилеподобных представлений по лесам, лугам и нивам», возражал против идеализации детской природы. В то же время он призывал считаться с природными особенностями детей. «Признавая силу воспитания, мы силу природы не отъемлем, - писал он, - воспитание, от нее зависящее, или развержение сил останется во всей силе, но от человека зависеть будет учение употреблению оных, чему будут всегда в разных степенях обстоятельства и все нас окружающее».
Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека.
Критикуя закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, Радищев указывал на необходимость такой организации воспитания, которая бы «наклонять человека к обществу». Он считал, что в условиях изолированного от общества воспитания нельзя сформировать человека с общественными стремлениями, интересами и наклонностями. В своих произведениях «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Путешествие из Петербурга в Москву» он отмечал, что в формировании «истинных сынов Отечества» огромную роль играет их повседневное участие в борьбе с деспотизмом, насилием, несправедливостью.
Радищев стоял в ряду лучших мыслителей своего времени. Он оказал несомненное влияние на зарубежную общественную мысль XVIII века. Бюст Радищева был выставлен в Париже в период французской буржуазной революции. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» в рукописном виде рас среди деятелей французского Конвента. Эта книга была переведена в Лейпциге на немецкий язык. Но особенно велико было влияние Радищева на развитие революционно-демократической мысли в России.
Основные задачи в Европе Главное, чего хотел добиться император, – укрепления новых границ своего государства, что предполагало сохранение тех территорий, которые присоединили его предшественники, а также подчинение Финляндии, Польши и Прибалтики интересам России. Кроме того, приоритетной задачей Николай I считал обеспечение стабильности в Европе. Восточный вопросВсе же центральное место во внешнеполитических вопросах данного времени заняли отношения России с Османской империей. В этом направлении император стремился к укреплению позиций России на Черноморском побережье, обеспечению наиболее благоприятного режима проливов Дарданеллы и Босфор, и защите южных границ. Кроме того, он ставил перед собой задачу не допустить иностранные военные суда в Черное море.Такое пристальное внимание российского самодержца к Черному морю объясняется его стратегической и экономической важностью для государства. Кроме отношений с Османской империей, еще одним немаловажным направлением внешней политики были отношения с Ираном по вопросу Закавказья. Позднее, уже во второй четверти XIX в., император бросил значительные силы на дальневосточное и среднеазиатское направление. Кавказская войнаВойна эта была продолжительной (с 1817 по 1864 гг.), и затронула весь период правления императора. После присоединения к Российской империи земель Закавказских ханств, а также Картли-Кахетинского царства, между ними и Россией оказались земли независимых народов, которые, хотя и присягнули на верность империи, оказывали сопротивление усилению ее влияния. В середине 30-х годов конфликт обострился, поскольку в Чечне и Дагестане появилось религиозно-политическое движение, поддерживаемое Османской империей и Великобританией. Персидский вопросВ 1826 г. Персия начала поход против России, рассчитывая вернуть утраченные в результате Гюлистанского мирного договора земли, а также восстановить влияние в Закавказье. Русским войскам при поддержке отдельных отрядов грузин и армян удалось захватить Эривань, юг Азербайджана и Тавриз, разгромив армию персов. В результате в феврале 1828 г. страны заключили Туркманчайский мирный договор, согласно которому к России отошла Эривань и Нахичевань. Русско-турецкие отношенияНиколай I начал широкую поддержку и защиту православного населения на Балканах обретению некоторыми народами политической независимости. В результате развернувшейся в 1828 – 29 гг. русско-турецкой войны России удалось заставить турецкого султана признать независимость Греции и автономию Сербии. На 1833 г. пришелся пик российского влияния в данном регионе – Николай I добился права запрещать вход иностранных судов в Черное море.В 1853 г. отношения обострились, и Турция объявила войну России. Поначалу успех был на стороне последней, однако в войну на стороне Турции включились союзные армии Франции и Англии, и русской армии был нанесен ряд поражений. Война завершилась уже после окончания правления Николая I, значительно ослабив влияние России в Черноморском регионе и принеся тяжелые экономические последствия. ИтогиПоследствия внешней политики этого российского императора довольно долго определяли место России на внешнеполитической арене. Оценки современников были неоднозначны, поскольку, с одной стороны, Николай I стремился принять меры для укрепления позиций государства, а с другой – допустил начало нескольких войн, которые имели тяжелые последствия для российского государства
Целью воспитания Н.И.Новиков считал формирование активной добродетельной личности и призывал людей к нравственному самосовершенствованию, считая, что они станут добродетельными, если будут и образованными.
Полагал, что задачу воспитания юношества должно взять на себя общество.
Считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях, воспитывать любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину.
В журнале "Прибавлений к Московским ведомостям" Н.И. Новиков напечатал статью "О воспитании и наставлении детей". В ней автор призывал к разработке педагогики как теории воспитания, утверждал, что есть уже "довольно материалом для сии науки, которую можно назвать педагогикой". Таким образом, Н.И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой и подчеркнул, что она "есть особенно тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и практического рассудка".
Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество.
В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек активно бороться с самодержавием за благо угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества». .
Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные притупляет их сообразительность, требовал воспитания для всех детей вне зависимости от их сословного положения и считал, что одним «из величайших пунктов конституции государства является воспитание, как общественное, так и частное».
Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело. «Если отец в сыне своем видит своего раба, а власть свою ищет в законоположении, если сын почитает отца наследия ради, то какое благо из того обществу? Или еще один невольник в прибавок ко многим другим, или змея за пазухой...» Радищев считал, что отношения родителей к детям должны быть основаны на взаимном уважении, любви, разумной требовательности; в этом одинаково заинтересованы все общество и каждый отдельный гражданин.
Радищев критиковал индивидуалистическую концепцию воспитания Руссо, едко высмеивал его поклонников, указывал на несообразность их воспитательных средств и методов, «эмилеподобных представлений по лесам, лугам и нивам», возражал против идеализации детской природы. В то же время он призывал считаться с природными особенностями детей. «Признавая силу воспитания, мы силу природы не отъемлем, - писал он, - воспитание, от нее зависящее, или развержение сил останется во всей силе, но от человека зависеть будет учение употреблению оных, чему будут всегда в разных степенях обстоятельства и все нас окружающее».
Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека.
Критикуя закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, Радищев указывал на необходимость такой организации воспитания, которая бы «наклонять человека к обществу». Он считал, что в условиях изолированного от общества воспитания нельзя сформировать человека с общественными стремлениями, интересами и наклонностями. В своих произведениях «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Путешествие из Петербурга в Москву» он отмечал, что в формировании «истинных сынов Отечества» огромную роль играет их повседневное участие в борьбе с деспотизмом, насилием, несправедливостью.
Радищев стоял в ряду лучших мыслителей своего времени. Он оказал несомненное влияние на зарубежную общественную мысль XVIII века. Бюст Радищева был выставлен в Париже в период французской буржуазной революции. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» в рукописном виде рас среди деятелей французского Конвента. Эта книга была переведена в Лейпциге на немецкий язык. Но особенно велико было влияние Радищева на развитие революционно-демократической мысли в России.
Восточный вопросВсе же центральное место во внешнеполитических вопросах данного времени заняли отношения России с Османской империей. В этом направлении император стремился к укреплению позиций России на Черноморском побережье, обеспечению наиболее благоприятного режима проливов Дарданеллы и Босфор, и защите южных границ. Кроме того, он ставил перед собой задачу не допустить иностранные военные суда в Черное море.Такое пристальное внимание российского самодержца к Черному морю объясняется его стратегической и экономической важностью для государства. Кроме отношений с Османской империей, еще одним немаловажным направлением внешней политики были отношения с Ираном по вопросу Закавказья. Позднее, уже во второй четверти XIX в., император бросил значительные силы на дальневосточное и среднеазиатское направление. Кавказская войнаВойна эта была продолжительной (с 1817 по 1864 гг.), и затронула весь период правления императора. После присоединения к Российской империи земель Закавказских ханств, а также Картли-Кахетинского царства, между ними и Россией оказались земли независимых народов, которые, хотя и присягнули на верность империи, оказывали сопротивление усилению ее влияния. В середине 30-х годов конфликт обострился, поскольку в Чечне и Дагестане появилось религиозно-политическое движение, поддерживаемое Османской империей и Великобританией.
Персидский вопросВ 1826 г. Персия начала поход против России, рассчитывая вернуть утраченные в результате Гюлистанского мирного договора земли, а также восстановить влияние в Закавказье. Русским войскам при поддержке отдельных отрядов грузин и армян удалось захватить Эривань, юг Азербайджана и Тавриз, разгромив армию персов. В результате в феврале 1828 г. страны заключили Туркманчайский мирный договор, согласно которому к России отошла Эривань и Нахичевань. Русско-турецкие отношенияНиколай I начал широкую поддержку и защиту православного населения на Балканах обретению некоторыми народами политической независимости. В результате развернувшейся в 1828 – 29 гг. русско-турецкой войны России удалось заставить турецкого султана признать независимость Греции и автономию Сербии. На 1833 г. пришелся пик российского влияния в данном регионе – Николай I добился права запрещать вход иностранных судов в Черное море.В 1853 г. отношения обострились, и Турция объявила войну России. Поначалу успех был на стороне последней, однако в войну на стороне Турции включились союзные армии Франции и Англии, и русской армии был нанесен ряд поражений. Война завершилась уже после окончания правления Николая I, значительно ослабив влияние России в Черноморском регионе и принеся тяжелые экономические последствия. ИтогиПоследствия внешней политики этого российского императора довольно долго определяли место России на внешнеполитической арене. Оценки современников были неоднозначны, поскольку, с одной стороны, Николай I стремился принять меры для укрепления позиций государства, а с другой – допустил начало нескольких войн, которые имели тяжелые последствия для российского государства