Екатерина II Великая (1729 — 1796 гг.) Российская императрица. По происхождению немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская. В 1745 г. вышла замуж за великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, которого свергла с престола в 1762 г., опираясь на гвардию (Г. Г. и А. Г. Орловых и других). Основные направления ее деятельности: I Внутреняя политикаПри Екатерине II произошло значительное укрепление российского государства, проводимая ею политика получила название просвещенного абсолютизма.Провела реорганизацию Сената в 1763 г, секуляризацию земель (1763—1764 гг.), упразднила гетманство на Украине. Возглавляла Уложенную комиссию 1767—1769 гг.При ней усилилось угнетение крестьянства, в результате чего произошла Крестьянская война 1773—1775 гг под руководством Емельяна Пугачева.Издала Учреждение для управления губернией 1775 г., Жалованную грамоту дворянству 1785 г., которой окончательно оформила сословные привилегии дворян. II Внешняя политика.При Екатерине II в результате русско-турецких войн 1768—1774 гг., 1787—1791 гг. Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье.Приняла под российское подданство Восточную Грузию.В период правления Екатерины II осуществлены разделы Речи Посполитой (1772,1793,1795 гг.), по которым России отошли западно-украинские, белорусские и литовские земли.При ней выдвинулся ряд выдающихся военных и политических деятелей —А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Г. А. Потемкин, ПЛ. Румянцев. Переписывалась с Вольтером и другими деятелями французского Просвещения. После начала Великой Французской революции активно боролась с ее влиянием, преследовала вольнодумство в России. Являлась автором многих беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений, «Записок».
В первой половине 19 века культура Беларуси находилась под ореолом польской и русской культур. Причем под влиянием русской культуры она находилась в меньшей степени. В конце 18 – первой четверти 19 века полонизационные процессы усиливались, что было результатом попустительства российских властей. В 1830-1831 годах, после восстания, российские власти начали процесс вытеснения польской культуры и языка. То есть полонизация вытеснялась русификацией. Православная церковь, как считал царизм, принадлежало важное место в русификации Беларуси. Униатская церковь, к которой принадлежало более 2/3 всего населения, была ликвидирована в 1839 году. Многие приверженцы униатской церкви продолжали придерживаться своих религиозных взглядов и традиций.Использовался белорусский язык в основной крестьянами, они и выступали истинными хранителями белорусской культуры и традиций.Система просвещения в Беларуси в основной строилась на использовании польского языка в обучении, даже после присоединения к России и открытия роскоязычных школ. Реформа просвещения 1803-1804 года предполагала включение школ белорусских губерний в состав Виленского округа. Образование было сословным. Виленский университет был центром тогдашнего образования, преподовалось все на польском языке. Виленский университет был закрыт после подавления восстания 1832 года, так как был сосредоточием свободомыслия и шляхецкого патриотизма. По решению правительства в 1812 году Полоцкий иезуитский коллегиум был переименован в академию, подчинены которой были практически все иезуитские учебные заведения России. В академии имелась своя типография, библиотека, работали 3 факультета. В 1820 году состоялось изгнание иезуитов из Российской империи, а сами учебные заведения, находившиеся в их подчинении были переданы в распоряжение других католических орденов. Основание высшего учебного заведения – Гора-Горецкого института состоялось в 1848 году.