Докажите, что система органов власти удельно-вечевой Руси и Московской Руси принципиально отличалась.
Перечислите основные положения «поряда» помещика с крестьянином в Московской Руси.
Вспомните, какие три смысловые нагрузки содержал в себе титул государя Московской Руси.
Объясните, почему царские грамоты были источниками права не общегосударственного, а местного значения.
Обоснуйте причины ужесточения уголовного права Московской Руси после Смуты рубежа XVI–XVII веков.
Попробуйте логически обосновать фразу: «Семнадцатый век (смещение патриарха Никона, унижение церкви при Петре I) породил Семнадцатый (1917) год».
Чем можно доказать, что Петр I завершил закрепощение крестьян и расширил крепостное право на другие сословия?
Попробуйте разобраться, к каким последствиям для России привел указ Петра I о престолонаследии.
Сравните размах применения смертной казни при Петре I и его последователях из династии Романовых.
Проанализируйте, какие из реформ Александра II имели явные ошибки нарастанию революции.
Определите, какие органы государственной власти руководили политическим сыском (жандармерией) и в каких судебных инстанциях после реформы 1864 г. решались дела о политических преступлениях.
Поразмышляйте, было ли логичным после указа – манифеста «О вольности дворянства» сразу же освободить от крепостной зависимости и крестьян.
Внимательно изучите порядок предоставления населению России избирательного права при земской и городской реформах и сформулируйте свои предложения по использованию опыта XIX века в современных условиях.
Самостоятельно изучите по рекомендованной литературе процесс зарождения трудового законодательства России к началу ХХ в.
Вспомните основные принципы организации уголовного и гражданского процесса в России начала ХХ в.
В конце 1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления, названного Орудие управления. Согласно ст. 1 акта, высшая законодательная власть в Англии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалось в лице лорда-протектора и народа, представленного в парламенте. Чтобы в однопалатный парламент попали только представители буржуазии и джентри, акт предусматривал высокий имущественный ценз для избирателей (200 ф. ст.). Кроме того, избирательных прав лишались католики и лица, участвовавшие в войне на стороне короля.
Исполнительная власть в государстве вверялась лорду-протектору и Государственному совету, число членов которого могло колебаться от 13 до 21. Лорд-протектор наделялся широкими полномочиями. Он осуществлял, командование вооруженными силами, с согласия большинства совета мог объявлять войну и заключать мир, назначать новых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов. Главной опорой протектора оставалась армия. Для ее содержания и покрытия других издержек правительства вводился ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Таким образом, финансовые прерогативы лорда-протектора практически стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха.
Эпоха сарматов — яркая страница истории большого античного мира. Этот легендарный кочевой народ на протяжении восьми столетий — с 4 века до н.э. по 4 век н.э., — господствовал в бескрайних евразийских степях. Непобедимая армада кочевников вторглась в Европу, став серьезной угрозой как для греческих городов-государств северного Причерноморья, так и для Римской империи. Военное мастерство сарматов Рим оценил сразу. Это привело к заключению мирного договора, по условиям которого сарматы принимали участие в военных кампаниях Римской империи на правах иностранного легиона. Историки находят подтверждение влияния сарматов на формирование культуры многих европейских государств. В хорошо известном цикле легенд о Короле Артуре и рыцарях круглого стола многие исследователи усматривают черты, свойственные характеру организации сарматского войска. Сарматские женщины — «амазонки», — сражались в войнах наравне с мужчинами. Прекрасные, грациозные всадницы, свободно обращающиеся с оружием, кардинально изменили античные представления о месте женщины в обществе. Сарматы до сих пор остаются загадочным народом. Исследования ученых воссоздать его утраченную историю. Археологические памятники — курганы — раскрывают совершенно особый мир сложных образов и материальных достижений культуры кочевников. За последние годы археологи открыли сотни шедевров древнего искусства, созданных сарматами тысячелетия назад. Культура, известная лишь по фрагментам из письменных источников, начинает обретать реальные очертания.
Что говорят археологические раскопки об искусстве сарматов?
— Сарматы не делали посуду из стекла, она попала к ним с востока.
— Посуда кочевников сарматов была большей частью кожаной.
— Посуда оседлых сарматов была глиняной, фарфоровой и керамической.
— У сарматов было широко развито ювелирное искусство.
— Ювелирные изделия изготавливали из золота.
— Бусы изготавливали из сердолика, агата, горного хрусталя, халцедона.
— В музеях в наше время выставляется много произведения искусства сарматов. Они отражают духовный мир и культурное своеобразие древнего степного населения. На выставке представляют амфоры, кувшины, кубки и сосуды для питья вина; различные предметы быта; оружие: ножи, кинжалы и мечи; золотые и бронзовые украшения, разнообразные бусы, подвески и браслеты, культовые вещи.
Среди наиболее зрелищных экспонатов — украшения конской упряжи, извлечённые учёными из сарматского тайника. Его дно было буквально усеяно мелкими золотыми бляшками разнообразных форм. В древности эти пластинки были нашиты на основу, истлевшую за две тысячи лет. Вероятнее всего, это была сложенная в несколько раз попона, служившая накидкой на лошадь. сармат античный культура искусство
Кто такие сарматы?
Сарматы (в переводе с древнегреческого «ящероглазые», лат.sarmatae) — общее название ираноязычных кочевых племен, населявших обширные территории между реками Тобол (Кустанайская область Казахстана, Курганская и Тюменская области РФ) и Дунай в III в. до н.э. — IV в. н.э.
Очевидно, сарматы, известные в более глубокой древности как савроматы, являлись родственными племенами ираноязычным языгам, роксоланам, сиракам, аорсам, аланам и др.
Основным занятием сарматов было кочевое скотоводство. По всей вероятности, земледелием занималась лишь небольшая часть сарматов, которые оседали в регионах с населением, занимавшимся земледелием ранее.
Многие античные историки (в том числе Геродот) единодушно отмечают особое положение сарматских женщин в послеродовом обществе, что подтверждают многочисленные археологические раскопки комплексов сарматских погребений, в которых центральное место отведено женским захоронениям. Помимо обычного погребального инвентаря в таких могилах найдены оружие, следы человеческих и конских жертвоприношений, каменные предметы явно культового предназначения, что дает современным историкам право предположить, что погребенные женщины являлись родоначальницами, воинами и жрицами. Все это указывает на явно выраженные черты матриархата, который сохранял свое значение у сарматов гораздо дольше, чем у любых других северочерноморских племен. В целом, очевидно, что материальная культура сарматов очень близка к скифской. Со временем, ко II в. до н.э., в сарматском обществе следы матриархата исчезли.