Что касается этого исследования, то история инквизиции в Испании коротка и не богата событиями. В течение Средних веков неоднородная культура Испанского полуострова, тесно связанная с сарацинской и еврейской, оставалась почти нетронутой. Лишь около 1480 года, с приходом к власти Фердинанда и Изабеллы, была предпринята серьезная попытка отвергнуть иностранное влияние. В течение следующей половины века испанская инквизиция, воссозданная на монархической основе, играла жуткую, кровавую роль в цементировании национальной общности Испании – общности, в которой основное значение придавалось религиозному единству.
Здесь мы не будет говорить об этих, более поздних событиях. В средневековый период инквизиция постоянно существовала лишь в королевстве Арагон. Инквизиторов не было в Кастилии или Леоне до второй половины XV века. Первый инквизитор Португалии был францисканским монахом по имени Родригес де Цинтра, служившим исповедником короля Иоанна I. Он был назначен на свою должность в ноябре 1394 года. Но ни он, ни его неизвестные преемники, похоже, не были в восторге от исполнения своих обязанностей.
В Арагон Святая палата попала во многом благодаря усилиям великого священнослужителя, святого Раймона из Пеннафорта. В 1238 году Григорий IX официально одобрил преследование ереси в этой стране монахами нищенствующего ордена, а в 1242 году Церковный собор в Таррагоне выпустил целую серию правил и постановлений, которые должны были соблюдать инквизиторы. В тот же год инквизитор Понс д'Эспира был отравлен еретиками. В 1269 году целую сенсацию вызвал приговор инквизиторов Барселоны об эксгумации тел виконта Кастельбона и его сестры, Эрмессинды де Фуа. В 1277 году Петр Кадирета, один из инквизиторов, вынесший этот приговор, был до смерти забит камнями. Это, собственно, и все интересные события в Испании, касающиеся борьбы с ересью в XIII веке. Таким образом, становится понятно, что инквизиция не играла серьезной роли в этой стране. Большинство еретиков в Арагоне были беженцами из Лангедока. В 1317 году архиепископ Компостелы в письме к Бернару Гуи спрашивал у знаменитого инквизитора Тулузы совета, как ему поступить с еретиками, которые недавно поселились в его приходе, потому что «до сих мы не имели с ними дела». В течение XIV века преследование ереси в Испании было таким же непостоянным и бессистемным, как и в XIII веке. Кого-то в июле 1325 года сожгли на костре. В 1334 году некий монах Бонато, осужденный, как отъявленный еретик, был приговорен к такому же наказанию. В 1357 году знаменитый инквизитор Николас Эймерик вынес приговор, состоявший в тюремном заключении человеку, переданному в руки светской власти, мотивируя свое вмешательство тем, что раскаяние того было якобы ложным и неискренним. Вообще, все время управления Эймериком инквизиция в Арагоне была в опасности. Мы уже обращали внимание читателя (в другом контексте) на переживания этого инквизитора по поводу его бедности и недостаточной поддержки светских властей. «Тот факт, что сборщик налогов получал так мало от конфискованного имущества, – замечает мистер Турбервиль – и то, что такому рьяному, активному инквизитору удалось сделать так мало, свидетельствует о том, что ересь в ту пору не представляла из себя серьезную угрозу Угроза или не угроза, но это доказывает, что никто не заботился тогда о том, чтобы подавить ересь, а светские принцы действительно не расценивали ересь как угрозу любого вида. И все же через несколько лет в Арагоне начались беспорядки. В 1390 и 1391 годах ужасные антиеврейские погромы и кровавая резня начались в Севилье, Бургосе, Толедо, Барселоне и еще в некоторых местах. Множеству евреев удалось сохранить себе жизнь, приняв христианство. То было начало великого движения, которое почти век спустя привело к объединению тронов Арагона и Кастилии и к изгнанию евреев из Испании.
Здесь мы не будет говорить об этих, более поздних событиях. В средневековый период инквизиция постоянно существовала лишь в королевстве Арагон. Инквизиторов не было в Кастилии или Леоне до второй половины XV века. Первый инквизитор Португалии был францисканским монахом по имени Родригес де Цинтра, служившим исповедником короля Иоанна I. Он был назначен на свою должность в ноябре 1394 года. Но ни он, ни его неизвестные преемники, похоже, не были в восторге от исполнения своих обязанностей.
В Арагон Святая палата попала во многом благодаря усилиям великого священнослужителя, святого Раймона из Пеннафорта. В 1238 году Григорий IX официально одобрил преследование ереси в этой стране монахами нищенствующего ордена, а в 1242 году Церковный собор в Таррагоне выпустил целую серию правил и постановлений, которые должны были соблюдать инквизиторы. В тот же год инквизитор Понс д'Эспира был отравлен еретиками. В 1269 году целую сенсацию вызвал приговор инквизиторов Барселоны об эксгумации тел виконта Кастельбона и его сестры, Эрмессинды де Фуа. В 1277 году Петр Кадирета, один из инквизиторов, вынесший этот приговор, был до смерти забит камнями. Это, собственно, и все интересные события в Испании, касающиеся борьбы с ересью в XIII веке. Таким образом, становится понятно, что инквизиция не играла серьезной роли в этой стране. Большинство еретиков в Арагоне были беженцами из Лангедока. В 1317 году архиепископ Компостелы в письме к Бернару Гуи спрашивал у знаменитого инквизитора Тулузы совета, как ему поступить с еретиками, которые недавно поселились в его приходе, потому что «до сих мы не имели с ними дела».
В течение XIV века преследование ереси в Испании было таким же непостоянным и бессистемным, как и в XIII веке. Кого-то в июле 1325 года сожгли на костре. В 1334 году некий монах Бонато, осужденный, как отъявленный еретик, был приговорен к такому же наказанию. В 1357 году знаменитый инквизитор Николас Эймерик вынес приговор, состоявший в тюремном заключении человеку, переданному в руки светской власти, мотивируя свое вмешательство тем, что раскаяние того было якобы ложным и неискренним. Вообще, все время управления Эймериком инквизиция в Арагоне была в опасности. Мы уже обращали внимание читателя (в другом контексте) на переживания этого инквизитора по поводу его бедности и недостаточной поддержки светских властей. «Тот факт, что сборщик налогов получал так мало от конфискованного имущества, – замечает мистер Турбервиль – и то, что такому рьяному, активному инквизитору удалось сделать так мало, свидетельствует о том, что ересь в ту пору не представляла из себя серьезную угрозу Угроза или не угроза, но это доказывает, что никто не заботился тогда о том, чтобы подавить ересь, а светские принцы действительно не расценивали ересь как угрозу любого вида. И все же через несколько лет в Арагоне начались беспорядки. В 1390 и 1391 годах ужасные антиеврейские погромы и кровавая резня начались в Севилье, Бургосе, Толедо, Барселоне и еще в некоторых местах. Множеству евреев удалось сохранить себе жизнь, приняв христианство. То было начало великого движения, которое почти век спустя привело к объединению тронов Арагона и Кастилии и к изгнанию евреев из Испании.