Идеи планового строительства экономики на путях индустриализации получили широкое признание в отставших странах в первые же годы их политической независимости. В Индии они стали неотъемлемой частью документов Индийского Национального Конгресса (ИНК) еще в 1937 г., причем подчеркивалась тесная связь индустриализации с решением проблем нищеты, безработицы, обороны и экономического возрождения страны. Тогда же была создана Плановая комиссия во главе с Дж.Неру. В 1944 г. были подготовлены Бомбейский и Народный планы, в создании которых наряду с известными учеными, политическими деятелями, активное участие принимал крупный национальный капитал.
С 1951 г. долго планирование становится неотъемлемой частью социально-экономической политики страны, несмотря на смены партий у власти. Признание важной роли государства в модернизации отставшей экономики не было в начале второй половины ХХ века особенностью Индии. Страна находилась в русле общих для развивающихся стран тенденций того времени, да и впоследствии для нее характерны изменения, присущие большинству стран, стремившихся преодолеть отставание. С одним важным отличием — стремлением избежать крайностей. Выбор пути был окрашен в том числе в социалистические тона, порожденными в том числе итогами Второй мировой войны и особой ролью Советского Союза в победе над фашизмом.
В Индии наиболее четко по сравнению с другими странами Юга проявились принципы смешанной экономики с особой ролью государства, идеологом которых можно считать Дж.Неру. Взаимодействие государственного централизованного начала и рыночных механизмов стало основой индийского планирования, в котором сочетались директивные и индикативные рычаги, что рационально в динамичных условиях ХХ века. Сошлюсь на авторитет нобелевского лауреата В.Леонтьева: «Без частной заинтересованности высокой производительности достичь невозможно, без некоторой меры мягкого планирования цивилизованное общество существовать не может»(1).
Причины поражения крылись прежде всего в условиях социально-экономической и политической жизни России времен Ивана Грозного. Для затяжной войны людские и финансовые средства страны оказались недостаточными. России приходилось воевать не только на западных рубежах, но и на севере и юге, где ее границы подвергались постоянным набегам крымцев и ногайцев. На ходе войны сказались и очевидные просчеты дипломатии Ивана IV. В результате России пришлось иметь дело не только с раздробленной Ливонией, но и с сильнейшими европейскими державами - Речью Посполитой и Швецией.
Идеи планового строительства экономики на путях индустриализации получили широкое признание в отставших странах в первые же годы их политической независимости. В Индии они стали неотъемлемой частью документов Индийского Национального Конгресса (ИНК) еще в 1937 г., причем подчеркивалась тесная связь индустриализации с решением проблем нищеты, безработицы, обороны и экономического возрождения страны. Тогда же была создана Плановая комиссия во главе с Дж.Неру. В 1944 г. были подготовлены Бомбейский и Народный планы, в создании которых наряду с известными учеными, политическими деятелями, активное участие принимал крупный национальный капитал.
С 1951 г. долго планирование становится неотъемлемой частью социально-экономической политики страны, несмотря на смены партий у власти. Признание важной роли государства в модернизации отставшей экономики не было в начале второй половины ХХ века особенностью Индии. Страна находилась в русле общих для развивающихся стран тенденций того времени, да и впоследствии для нее характерны изменения, присущие большинству стран, стремившихся преодолеть отставание. С одним важным отличием — стремлением избежать крайностей. Выбор пути был окрашен в том числе в социалистические тона, порожденными в том числе итогами Второй мировой войны и особой ролью Советского Союза в победе над фашизмом.
В Индии наиболее четко по сравнению с другими странами Юга проявились принципы смешанной экономики с особой ролью государства, идеологом которых можно считать Дж.Неру. Взаимодействие государственного централизованного начала и рыночных механизмов стало основой индийского планирования, в котором сочетались директивные и индикативные рычаги, что рационально в динамичных условиях ХХ века. Сошлюсь на авторитет нобелевского лауреата В.Леонтьева: «Без частной заинтересованности высокой производительности достичь невозможно, без некоторой меры мягкого планирования цивилизованное общество существовать не может»(1).
Вот и ответ…