Племенные союзы восточных славян (восточнославянские союзы племён, племена восточных славян, объединения восточных славян) — форма социальной организации в период разложения первобытнообщинного строя и формирования государственности. Образование союзов — этап на пути складывания государственности восточных славян. Говоря о «союзах», в данном случае историки подразумевают, что они были сложными образованиями и носили уже не родовой, а территориально-политический характер.
В Повести временных лет данные объединения ретроспективно именуются «княжениями»: «стал род их держать княжение у полян, а у древлян было своё княжение, а у дреговичей своё, а у славян в Новгороде своё, а другое на реке Полоте, где полочане»[1]. То есть имеющими наследственную княжескую власть. Термин «племя» по отношению к ним в летописях не употребляется.
ЖИРОНДИСТЫ, политическая группировка периода Французской революции кон. 18 в. Название «жирондисты» дано историками позднее — по департаменту Жиронда, откуда родом были многие деятели группировки. Лидеры: Ж. П. Бриссо, П. В. Верньо, Ж. А. Кондорсе и др. После свержения монархии (10 августа 1792) стали у власти. Восстание 31 мая — 2 июня 1793 лишило жирондистов власти. В октябре 1793 часть их была казнена. После термидорианского переворота 1794 жирондисты примкнули к контрреволюционерам. Название восходит к департаменту Жиронда на юго-западе Франции, который представляли в Законодательном собрании и Конвенте некоторые из входивших в ее состав депутатов. Вожди этой «партии» — Ж. П. Бриссо, Ж. А. де Кондорсе, Ж. Петион, П. В. Верньо — принадлежали к числу наиболее ярких деятелей на политической сцене Франции конца 18 в. Знаменитая мадам Ролан, пользовавшаяся особым влиянием среди жирондистов и оставившая после себя известные «Мемуары» , — одна из первых женщин-политиков в истории Нового времени. C жирондистами, занявшими место фейянов в государственном управлении весной-летом 1792, связаны такие вехи в истории революции, как ликвидация феодального аграрного законодательства (1789-93), объявление войны монархической Европе (20 апреля 1792), провозглашение республики (22 сентября 1792), борьба за отделение Церкви от государства (с начала 1792), за равноправие женщин, религиозных, национальных и расовых меньшинств. В историографии жирондисты традиционно предстают более радикальными деятелями, чем фейяны, а монтаньяры (якобинцы) — более последовательными, решительными, чем жирондисты. Это происходит потому, что на политику Жиронды проецируются те или иные черты политики Горы с последующей оценкой жирондистов по нежеланию или не ввести максимум, «окончательно» разрешить аграрный вопрос, установить террористический режим, т. е. пойти на те меры, которые стали осуществимыми в государственном масштабе лишь на следующем этапе революции. Подобный подход накладывает отпечаток и на попытки связать социальную природу власти жирондистов с их географическими связями и происхождением или с определяемой по уровню дохода прослойкой буржуазии. В обоих случаях явно или подспудно присутствует доказательства «от противного» : если за монтаньярами Париж, то за жирондистами провинция; Гора отражала интересы средней или мелкой буржуазии, следовательно, Жиронда — крупной или средней. Новейшие исследования показывают, что политика жирондистов была обусловлена не столько интересами региональной буржуазии или буржуазии, определяемой по уровню дохода либо по сфере приложения капитала (торговой, промышленной, аграрной) , сколько чаяниями той буржуазии, богатства которой сформировались преимущественно в недрах «старого порядка» . Разумеется, эта «старая» буржуазия приняла участие в революционном перераспределении имущества и на каком-то этапе (с начала 1790 до конца 1791) выступала его протагонистом. Однако, в отличие от собственников, стоявших за монтаньярами, основная часть ее имущества была генетически связана со «старым порядком» . Монтаньярам для обеспечения гарантий собственности, возникшей на принципиально иной правовой основе, потребовалось одержать политическую победу над жирондистами и сделать решающий шаг в борьбе с прежней социально-экономической и политической системой, опираясь на массовое народное движение. Непосредственным прологом к падению Жиронды стали военные неудачи и измена связанного с жирондистами генерала Дюмурье. Очередное восстание парижан 31 мая — 2 июня 1793 сделало их поражение свершившимся фактом. В ответ их сторонники подняли т. н. «федералистский» мятеж, принявший особый размах в Лионе и Тулоне. Монтаньяры ответили процессом над лидерами жирондистов; начавшись 24 октября 1793, он завершился осуждением и смертным приговором, который был приведен в исполнение 31 октября. Остальные были казнены позднее либо покончили с собой (как Э. Клавьер, Ж. А. де Кондорсе и Ж. М. Ролан) .
Племенные союзы восточных славян (восточнославянские союзы племён, племена восточных славян, объединения восточных славян) — форма социальной организации в период разложения первобытнообщинного строя и формирования государственности. Образование союзов — этап на пути складывания государственности восточных славян. Говоря о «союзах», в данном случае историки подразумевают, что они были сложными образованиями и носили уже не родовой, а территориально-политический характер.
В Повести временных лет данные объединения ретроспективно именуются «княжениями»: «стал род их держать княжение у полян, а у древлян было своё княжение, а у дреговичей своё, а у славян в Новгороде своё, а другое на реке Полоте, где полочане»[1]. То есть имеющими наследственную княжескую власть. Термин «племя» по отношению к ним в летописях не употребляется.
Название восходит к департаменту Жиронда на юго-западе Франции, который представляли в Законодательном собрании и Конвенте некоторые из входивших в ее состав депутатов. Вожди этой «партии» — Ж. П. Бриссо, Ж. А. де Кондорсе, Ж. Петион, П. В. Верньо — принадлежали к числу наиболее ярких деятелей на политической сцене Франции конца 18 в. Знаменитая мадам Ролан, пользовавшаяся особым влиянием среди жирондистов и оставившая после себя известные «Мемуары» , — одна из первых женщин-политиков в истории Нового времени. C жирондистами, занявшими место фейянов в государственном управлении весной-летом 1792, связаны такие вехи в истории революции, как ликвидация феодального аграрного законодательства (1789-93), объявление войны монархической Европе (20 апреля 1792), провозглашение республики (22 сентября 1792), борьба за отделение Церкви от государства (с начала 1792), за равноправие женщин, религиозных, национальных и расовых меньшинств.
В историографии жирондисты традиционно предстают более радикальными деятелями, чем фейяны, а монтаньяры (якобинцы) — более последовательными, решительными, чем жирондисты. Это происходит потому, что на политику Жиронды проецируются те или иные черты политики Горы с последующей оценкой жирондистов по нежеланию или не ввести максимум, «окончательно» разрешить аграрный вопрос, установить террористический режим, т. е. пойти на те меры, которые стали осуществимыми в государственном масштабе лишь на следующем этапе революции. Подобный подход накладывает отпечаток и на попытки связать социальную природу власти жирондистов с их географическими связями и происхождением или с определяемой по уровню дохода прослойкой буржуазии. В обоих случаях явно или подспудно присутствует доказательства «от противного» : если за монтаньярами Париж, то за жирондистами провинция; Гора отражала интересы средней или мелкой буржуазии, следовательно, Жиронда — крупной или средней.
Новейшие исследования показывают, что политика жирондистов была обусловлена не столько интересами региональной буржуазии или буржуазии, определяемой по уровню дохода либо по сфере приложения капитала (торговой, промышленной, аграрной) , сколько чаяниями той буржуазии, богатства которой сформировались преимущественно в недрах «старого порядка» . Разумеется, эта «старая» буржуазия приняла участие в революционном перераспределении имущества и на каком-то этапе (с начала 1790 до конца 1791) выступала его протагонистом. Однако, в отличие от собственников, стоявших за монтаньярами, основная часть ее имущества была генетически связана со «старым порядком» . Монтаньярам для обеспечения гарантий собственности, возникшей на принципиально иной правовой основе, потребовалось одержать политическую победу над жирондистами и сделать решающий шаг в борьбе с прежней социально-экономической и политической системой, опираясь на массовое народное движение.
Непосредственным прологом к падению Жиронды стали военные неудачи и измена связанного с жирондистами генерала Дюмурье. Очередное восстание парижан 31 мая — 2 июня 1793 сделало их поражение свершившимся фактом. В ответ их сторонники подняли т. н. «федералистский» мятеж, принявший особый размах в Лионе и Тулоне. Монтаньяры ответили процессом над лидерами жирондистов; начавшись 24 октября 1793, он завершился осуждением и смертным приговором, который был приведен в исполнение 31 октября. Остальные были казнены позднее либо покончили с собой (как Э. Клавьер, Ж. А. де Кондорсе и Ж. М. Ролан) .