Князь выбирал между Западом и Востоком. Доводы «за»
Так думают многие историки и считают этот выбор верным. Часто приводится знаменитое высказывание историка-евразийца Г. В. Вернадского из его публицистической статьи «Два подвига св. Александра Невского»:
«…глубоким и гениальным наследственным историческим чутьем Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для Православия и своеобразия русской культуры грозит с запада, а не с востока, от латинства, а не от монгольства».
Далее Вернадский пишет:
«Подчинение Александра Орде иначе не может быть оценено, как подвиг смирения. Когда исполнились времена и сроки, когда Русь набрала сил, а Орда, наоборот – измельчала, ослабла и обессилела и тогда стала уже ненужною Александрова политика подчинения Орде… тогда политика Александра Невского естественно должна была превратиться в политику Дмитрия Донского».
Следует пояснить, что монголы были абсолютно веротерпимы, в то время как союз с Западной Европой, вероятно, предполагал бы унию с папским престолом.
Князь выбирал между Западом и Востоком. Доводы «против»
Такая оценка мотивов деятельности Невского – оценка по последствиям – страдает с точки зрения логики. Князь ведь не мог предвидеть дальнейшее развитие событий.
Кроме того, как иронично заметил И. Н. Данилевский, Александр не выбрал, а его выбрали (выбрал Батый), да и выбор князя был «выбором на выживание».
Кое-где Данилевский высказывается даже еще жестче, считая, что политика Невского повлияла на продолжительность зависимости Руси от Орды (историк ссылается на успешную борьбу Великого княжества Литовского с ордынцами) и, наряду с более ранней политикой Андрея Боголюбского, на формирование типа государственности Северо-Восточной Руси как «деспотической монархии».
Здесь стоит привести более нейтральное мнение историка А. А. Горского:
«В целом можно констатировать, что в действиях Александра Ярославича нет оснований искать какой-то осознанный судьбоносный выбор. Он был человеком своей эпохи, действовал в соответствии с мировосприятием того времени и личным опытом. Александр был, выражаясь по-современному, «прагматиком»: он выбирал тот путь, который казался ему выгодней для укрепления его земли и для него лично. Когда это был решительный бой, он давал бой; когда наиболее полезным казалось соглашение с одним из врагов Руси, он шёл на соглашение».
Первоначально в VIII в. племена найманы занимали земли в междуречье Орхона и верхнего Иртыша (Западная Монголия), а с X в. они оформились в самостоятельное политическое образование — улус. Соседи найманов:
на западе — канглы и кыпчаки;
на севере — енисейские кыргызы;
на юге- уйгуры;
на востоке — кереиты.
Значение термина «найман» в переводе с монгольского языка означает цифру «восемь», по числу племен входивших в конфедерацию найманов.
Общественное устройство
Хан — титул правителя найманов и кереитов.
Ханская ставка ведала двумя важными статьями — ханским имуществом и армией хана.
Основа войска — десятичная система.
В государстве найманов и кереитов действовало обычное право, в условиях кочевого быта по существу носившее характер законов.
Герби — сборщики налогов.
В 1007 году найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка.
У найманов и кереитов было рас делопроизводство на уйгурском алфавите. Документы скреплялись печатью хана.
Политическая история
В 1204 г. Чингиз-хан с 45 тыс. войском разгромил улус найманов. Часть найманов подчинились ему, а другая часть во главе Кучлук ханом бежали в район Черного Иртыша и Алтая.
В 1208 г. на Иртыше Чингиз-хан вторично разбивает найманов. Уцелевшие бежали в Семиречье.
В 1211 г. найманы во главе Кучлук-ханом захватили власть в Семиречье и образовали свое ханство.
В 1218 г. ханство найманов пало под натиском монгольского войска под предводительством Жебе-нойона.
После монгольского нашествия найманы вошли в состав улуса Джучи, а позднее в состав Среднего жуза.
Кереиты Образование
Первые сведения о кереитах встречаются в письменных источниках начала X в. Основные сведения о них можно встретить в «Сокровенном сказании монголов». Первоначально кереиты жили в Восточной Монголии.
Граничили:
на западе — с найманами;
на севере — с меркиталш;
на востоке — с татарами;
на юге — с тангутами.
Во второй половине XII в. политический улус кереитов от реки Селенги до реки Хуанхэ и от гор Хангай до озера Халкин-гол. Имели две столицы:
Северная резиденция — г.Хатун-балык на р.Орхон
Южная резиденция — севернее излучины р.Хуанхэ.
О происхождении термина «керей» в науке существует несколько вариантов:
От имени первого хана Керина-Еркина;
От названия реки Керулен;
От слова «кер», что в переводе с древнетюркского означает «гордый»;
Персидский историк Рашид-ад-дин приводит следующую легенду: «У одного тюркского кагана было семь сыновей, которых по цвету кожи называли кереями. Впоследствии этноним «керей» перешел к племенам, которыми они управляли». Тюркский историк Абулгазы в своей книге «Родословная тюрок» также утверждает этот факт.
Политическая история
Государство кереитов значительно укрепилось при хане Тогруле, известный в Европе как Пресвитер Иоанн или король Иоганн. В 1200 г. Тогрул хан разбил татар. В походе с ним участвовал Темучин, который в 1202 г. объединив несколько монгольских племен под своей властью предпринимает самостоятельные походы. Началось соперничество между усилившимся Тему чином и Тогрул ханом.
В 1203 г. в результате завоевательного похода Чингиз-хана государство кереитов пало. Часть кереитов подчинилась монголам, значительная часть ушла в Северный Казахстан и поселились в районах рек Ишима, Тобола и Иртыша, а другая часть ушли в пределы Западной Сибири.
В XII в. кереиты объединив тюркоязычных племен Западной Сибири образовали новое государство -Сибирское ханство. Столица -Чимги-тура (совр. г.Тюмень). Основатель -Тайбуга хан.
Государство кереитов окончательно пало под натиском монголов и вошло в состав улуса Джучи-хана, а позднее в Средний жуз.
Князь выбирал между Западом и Востоком. Доводы «за»
Так думают многие историки и считают этот выбор верным. Часто приводится знаменитое высказывание историка-евразийца Г. В. Вернадского из его публицистической статьи «Два подвига св. Александра Невского»:
«…глубоким и гениальным наследственным историческим чутьем Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для Православия и своеобразия русской культуры грозит с запада, а не с востока, от латинства, а не от монгольства».
Далее Вернадский пишет:
«Подчинение Александра Орде иначе не может быть оценено, как подвиг смирения. Когда исполнились времена и сроки, когда Русь набрала сил, а Орда, наоборот – измельчала, ослабла и обессилела и тогда стала уже ненужною Александрова политика подчинения Орде… тогда политика Александра Невского естественно должна была превратиться в политику Дмитрия Донского».
Следует пояснить, что монголы были абсолютно веротерпимы, в то время как союз с Западной Европой, вероятно, предполагал бы унию с папским престолом.
Князь выбирал между Западом и Востоком. Доводы «против»
Такая оценка мотивов деятельности Невского – оценка по последствиям – страдает с точки зрения логики. Князь ведь не мог предвидеть дальнейшее развитие событий.
Кроме того, как иронично заметил И. Н. Данилевский, Александр не выбрал, а его выбрали (выбрал Батый), да и выбор князя был «выбором на выживание».
Кое-где Данилевский высказывается даже еще жестче, считая, что политика Невского повлияла на продолжительность зависимости Руси от Орды (историк ссылается на успешную борьбу Великого княжества Литовского с ордынцами) и, наряду с более ранней политикой Андрея Боголюбского, на формирование типа государственности Северо-Восточной Руси как «деспотической монархии».
Здесь стоит привести более нейтральное мнение историка А. А. Горского:
«В целом можно констатировать, что в действиях Александра Ярославича нет оснований искать какой-то осознанный судьбоносный выбор. Он был человеком своей эпохи, действовал в соответствии с мировосприятием того времени и личным опытом. Александр был, выражаясь по-современному, «прагматиком»: он выбирал тот путь, который казался ему выгодней для укрепления его земли и для него лично. Когда это был решительный бой, он давал бой; когда наиболее полезным казалось соглашение с одним из врагов Руси, он шёл на соглашение».
Найманы Образование
Первоначально в VIII в. племена найманы занимали земли в междуречье Орхона и верхнего Иртыша (Западная Монголия), а с X в. они оформились в самостоятельное политическое образование — улус. Соседи найманов:
на западе — канглы и кыпчаки;
на севере — енисейские кыргызы;
на юге- уйгуры;
на востоке — кереиты.
Значение термина «найман» в переводе с монгольского языка означает цифру «восемь», по числу племен входивших в конфедерацию найманов.
Общественное устройство
Хан — титул правителя найманов и кереитов.
Ханская ставка ведала двумя важными статьями — ханским имуществом и армией хана.
Основа войска — десятичная система.
В государстве найманов и кереитов действовало обычное право, в условиях кочевого быта по существу носившее характер законов.
Герби — сборщики налогов.
В 1007 году найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка.
У найманов и кереитов было рас делопроизводство на уйгурском алфавите. Документы скреплялись печатью хана.
Политическая история
В 1204 г. Чингиз-хан с 45 тыс. войском разгромил улус найманов. Часть найманов подчинились ему, а другая часть во главе Кучлук ханом бежали в район Черного Иртыша и Алтая.
В 1208 г. на Иртыше Чингиз-хан вторично разбивает найманов. Уцелевшие бежали в Семиречье.
В 1211 г. найманы во главе Кучлук-ханом захватили власть в Семиречье и образовали свое ханство.
В 1218 г. ханство найманов пало под натиском монгольского войска под предводительством Жебе-нойона.
После монгольского нашествия найманы вошли в состав улуса Джучи, а позднее в состав Среднего жуза.
Кереиты Образование
Первые сведения о кереитах встречаются в письменных источниках начала X в. Основные сведения о них можно встретить в «Сокровенном сказании монголов». Первоначально кереиты жили в Восточной Монголии.
Граничили:
на западе — с найманами;
на севере — с меркиталш;
на востоке — с татарами;
на юге — с тангутами.
Во второй половине XII в. политический улус кереитов от реки Селенги до реки Хуанхэ и от гор Хангай до озера Халкин-гол. Имели две столицы:
Северная резиденция — г.Хатун-балык на р.Орхон
Южная резиденция — севернее излучины р.Хуанхэ.
О происхождении термина «керей» в науке существует несколько вариантов:
От имени первого хана Керина-Еркина;
От названия реки Керулен;
От слова «кер», что в переводе с древнетюркского означает «гордый»;
Персидский историк Рашид-ад-дин приводит следующую легенду: «У одного тюркского кагана было семь сыновей, которых по цвету кожи называли кереями. Впоследствии этноним «керей» перешел к племенам, которыми они управляли». Тюркский историк Абулгазы в своей книге «Родословная тюрок» также утверждает этот факт.
Политическая история
Государство кереитов значительно укрепилось при хане Тогруле, известный в Европе как Пресвитер Иоанн или король Иоганн. В 1200 г. Тогрул хан разбил татар. В походе с ним участвовал Темучин, который в 1202 г. объединив несколько монгольских племен под своей властью предпринимает самостоятельные походы. Началось соперничество между усилившимся Тему чином и Тогрул ханом.
В 1203 г. в результате завоевательного похода Чингиз-хана государство кереитов пало. Часть кереитов подчинилась монголам, значительная часть ушла в Северный Казахстан и поселились в районах рек Ишима, Тобола и Иртыша, а другая часть ушли в пределы Западной Сибири.
В XII в. кереиты объединив тюркоязычных племен Западной Сибири образовали новое государство -Сибирское ханство. Столица -Чимги-тура (совр. г.Тюмень). Основатель -Тайбуга хан.
Государство кереитов окончательно пало под натиском монголов и вошло в состав улуса Джучи-хана, а позднее в Средний жуз.