Дожники писали таке плоды, неясные цветы и листья, зверей и птиц. Такие картины называ-
лись «цветы и птицы. В картинах большую
роль играли красиво выписанные и расположен
ные иероглифы.
В Средние века культура Китая была очень
высокой. Она оказала большое влияние на куль-
туру Кореи, Индокитая, Японии.
1. Какие последствия имело объединение Китая в VI веке? 2. Каковы причины крес-
?
тьянской войны в Китае в конце IX века? Чем она отличалась от обычных крестьян-
ских восстаний? 3. Вспомните, какие события происходили в Западной Европе (Франции,
Англии, германских землях), Византии, Арабском халифате во времена восстания Хуан Чао,
завоеваний Чингисхана. 4. Подумайте, какие последствия имели завоевания монгопов
5. Используя рисунки, опишите достижения художественного ремесла в Китае. Постарай-
тесь узнать и объяснить, как изготовляли изделия из фарфора. 6. Какие успехи в развитии
науки и техники были достигнуты в средневековом Китае? 7. Как и почему произошел
распад Монгольской державы (используйте для ответа знания о распаде других гигантских
империи)? 8". По тексту и рисункам определите особенности китайской архитектуры.
s 32. Индия. Государства и культура5
Другой, не менее важной, исторической ценностью является принятие православия и преобразование языческой культуры. Православие сыграло двойственную роль в развитии культуры Руси. С одной стороны, оно во многом искореняет наследие языческой Руси, обедняет историческую память народа, придаёт забвению сложный мир её мифологических образов. Но несомненна и его прогрессивная функция, особенно на начальных этапах её развития. В период татаро-монгольского нашествия именно православие явилось духовным центром, позволившим сохранить культурную самобытность Руси, организовать нравственный отпор завоевателям, выдвинуть цели национального Возрождения. Но по мере становления культуры Нового времени роль православия падает, оно замещается новыми формами культурного творчества, центрами инновационных изменений.
С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965 г. , то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице. Поэтому Псков иногда называли "Домом святой Троицы", а Новгород - "Домом святой Софии". В Киеве ещё в 952 г. появилась деревянная София, воздвигнутая Ольгой, она сгорела в 1016 г. и на её месте, уже при Ярославе Мудром, была построена каменная София . Она была "о 13 версях" - о 13 главах, куполах, как символе "Христовой и Апостольской церкви" (1 + 12 апостолов) . Многие храмы периода Киевской Руси сгорели, были разрушены в период монгольского нашествия. Среди сохранившихся могут быть названы храм Покрова на Нерли (рис. 14.8), Дмитриевский собор (1194-1197). Покрытый сложной каменной резьбой, Дмитриевский собор из 566 изображений имеет только 46, непосредственно связанных с христианской тематикой. Это свидетельствует о том, что на Руси долго ещё сохранялось "двоеверие". Официальная "православность" и реальное "язычество" уживались в одних памятниках культуры. Культурное развитие цивилизации невозможно без появления письменности, распространения грамотности, книжного искусства. Своя система фиксации информации появляется у славян задолго до православия. Это находит своё выражение в словарном составе языка. Мы до сих пор говорим: "Завяжи узелок на память", забывая, что это "крылатое" выражение когда-то отражало реальное культурное достижение "узелковой" фиксации информации, известный и другим народам. В частности, у инков с такой системы, получившей название "кипу", передавались сложные исторические и художественные тексты.
произошедшие в народном хозяйстве России,
основой которого было земледелие, экстенсивная аграрная экономика.
С ростом численности и плотности населения выявились недостатки экстенсивного земледелия.
Длительная эксплуатация человеком природной среды приводит постепенно к её истощению.
В Европе кризис феодальной системы наступил раньше в результате ограниченности земельных площадей и вы-сокой плотности населения.
В России наступление кризиса было отсроче-но.
Обилие плодородных земель, обширность малозаселённых террито-рий не стимулировали развития индустриальной системы хозяйст-ва.
Однако в первой половине XIX века в экономике России всё отчётливее дают о себе знать признаки разложения феодально-крепостнической системы.Вроде так))