начале I тыс. до н. э. степные носители иранских языков перешли к кочевому образу жизни и отказались от колесниц в пользу наездничества, и стали известны под названиями скифы или саки. Кочевой образ жизни степных народов объясняется преобладанием скотоводства над земледелием: было невозможно пасти животных всё время в одном и том же месте, так как пастбища могли истощаться. Кочевники, тем не менее, не мигрировали постоянно, но были привязаны к определённой широкой территории, что оседлые земледельцы не всегда понимали. Кочевники, как правило, были привязаны к своим землям. Так, по рассказу Геродота, скифы долго отступали от более сильных персов, однако они готовы были умереть, защищая места погребения своих предков.
Железо получило широкое распространение в культуре сакских и усуньских племён, населявших Южный Казахстан во времена античности, с середины I тыс. до н. э. Железные предметы обнаружены в многочисленных археологических памятниках в долинах рек Или, Сырдарья, Талас, Иссык и др. (курганы Каргалы-1, Карашокы, Жуантобе-1, Кыдырбай-3, Алтынемель-1, Кызылауыз-3 и пр.). Саки-массагеты, выносимые исследователями в отдельную этническую группу, оставили после себя курганы Уйгарак и Тагискен.
Крупнейшим археологическим памятником античного Семиречья является Бесшатырский курган — комплекс из 31 захоронения на правом берегу Или. Однако наибольшую известность получил Иссыкский курган — место обретения Иссыкского золотого человека и Иссыкского письменного памятника.
В первой половине I тыс. до н. э. железо распространяется и за пределами Семиречья:
Для Центрального Казахстана периода раннего железа характерна тасмолинская культура, названная по месту наиболее крупных археологических раскопок в урочище Тасмола.
Памятники раннего железа в западных и северных районах Казахстана принадлежат к двум историческим этапам: VII—V вв. и IV—II вв. до н. э.
Значительная часть памятников Восточного Казахстана расположена в долинах pек Иртыш, Нарын, Бухтарма. Самые большие, т. н. «царские» курганы сосредоточены в Шиликтинской долине Зайсанской котловины и в горах Южного Алтая[19].
начале I тыс. до н. э. степные носители иранских языков перешли к кочевому образу жизни и отказались от колесниц в пользу наездничества, и стали известны под названиями скифы или саки. Кочевой образ жизни степных народов объясняется преобладанием скотоводства над земледелием: было невозможно пасти животных всё время в одном и том же месте, так как пастбища могли истощаться. Кочевники, тем не менее, не мигрировали постоянно, но были привязаны к определённой широкой территории, что оседлые земледельцы не всегда понимали. Кочевники, как правило, были привязаны к своим землям. Так, по рассказу Геродота, скифы долго отступали от более сильных персов, однако они готовы были умереть, защищая места погребения своих предков.
Железо получило широкое распространение в культуре сакских и усуньских племён, населявших Южный Казахстан во времена античности, с середины I тыс. до н. э. Железные предметы обнаружены в многочисленных археологических памятниках в долинах рек Или, Сырдарья, Талас, Иссык и др. (курганы Каргалы-1, Карашокы, Жуантобе-1, Кыдырбай-3, Алтынемель-1, Кызылауыз-3 и пр.). Саки-массагеты, выносимые исследователями в отдельную этническую группу, оставили после себя курганы Уйгарак и Тагискен.
Крупнейшим археологическим памятником античного Семиречья является Бесшатырский курган — комплекс из 31 захоронения на правом берегу Или. Однако наибольшую известность получил Иссыкский курган — место обретения Иссыкского золотого человека и Иссыкского письменного памятника.
В первой половине I тыс. до н. э. железо распространяется и за пределами Семиречья:
Для Центрального Казахстана периода раннего железа характерна тасмолинская культура, названная по месту наиболее крупных археологических раскопок в урочище Тасмола.
Памятники раннего железа в западных и северных районах Казахстана принадлежат к двум историческим этапам: VII—V вв. и IV—II вв. до н. э.
Значительная часть памятников Восточного Казахстана расположена в долинах pек Иртыш, Нарын, Бухтарма. Самые большие, т. н. «царские» курганы сосредоточены в Шиликтинской долине Зайсанской котловины и в горах Южного Алтая[19].